Классификация стран по географическому признаку

Географическое положение страны оказывает существенное влияние на уровень ее экономического развития. Большинство внутриконтинентальных внеевропейских стран, отстают в своем экономическом развитии, т.к. отсутствие выхода к морю затрудняет осуществление их внешнеэкономической деятельности.

Классификацию стран можно также осуществлять и по площади территории, численности населения и другим показателям.(https://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=188)

3.Типология стран зарубежного мира по уровню социально-экономического развития.(Елагина)

Типология включает 3 типа стран с выделенными внутри них группами, имеющими собственные отличительные признаки:

1. Pазвитые страны. Характеризуются высокими душевыми показателями ВВП, высокой средней ожидаемой продолжительностью жизни, преобладанием сферы услуг в экономической структуре хозяйства, низкой долей сельского хозяйства.

1.1. Наиболее развитые страны мира. Это США, Япония, ФРГ, Франция, Италия и Великобритания. Они занимают ведущие места в мире по объему ВВП. Их и Канаду именуют странами «большой семерки». На них приходится более половины всей промышленной продукции мира, основная доля иностранных инвестиций.

1.2. Экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы. Это Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Исландия, Швейцария, Австрия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино, Андорра. Характеризуются высоким уровнем доходов на душу населения, высоким качеством жизни, политической стабильностью.

1.3. Страны переселенческого капитализма. Это в основном бывшие колонии Великобритании, Австралия, Канада, ЮАР, Израиль. Население этих стран сформировалось при определяющей роли миграций из метрополий. Коренное население было помещено в резервации и имеет значительно более низкий уровень доходов и качество жизни. В экономике этих стран ведущую роль играют компании бывшей метрополии или соседних стран — экономических гигантов. По сравнению с другими развитыми странами большое значение в их экономике имеет горнодобывающая промышленность, а также экспорт сырьевых товаров и сельскохозяйственной продукции.

2. Страны с переходной экономикой. Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика; преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии: Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория; Бывшие советские республики — ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина; Грузия. Бывшие прибалтийские республики СССР, ныне страны Балтии: Латвия, Литва, Эстония.

3. Развивающиеся страны. В этот тип входят государства с рыночной экономикой и низким уровнем социально-экономического развития. Основные характеристики социально экономического развития развивающихся стран — зависимость от иностранного капитала, размеры внешней задолженности, территориальная структура хозяйства позволяют отнести их к типу развивающихся стран. В границах территории развивающихся стран, как правило, сосуществуют ареалы с различными социально экономическими укладами — от примитивной присваивающей экономики, натурального хозяйства до современных индустриальных.

3.1. Ключевые страны (страны крупного потенциала). К этой группе относятся Китай, Индия, Бразилия, Мексика. Они обладают самым значительным в развивающемся мире людским потенциалом, дешевой рабочей силой, разнообразными запасами полезных ископаемых мирового значения; ряд отраслей обрабатывающей промышленности производит высокотехнологичную и качественную продукцию.

3.2. Высокоурбанизированные переселенческие страны с богатыми агроресурсами и высоким уровнем жизни. Аргентина и Уругвай выделяются в отдельную группу стран. Отсутствие серьезных запасов полезных ископаемых препятствовало развитию тех отраслей промышленности, с которых обычно начиналась индустриализация, а запреты Европейского Союза на импорт дешевой сельскохозяйственной продукции с целью поддержки фермеров, стали сдерживать развитие их аграрного сектора.

3.3. Страны анклавного развития. Главной отличительной чертой экономики стран этого типа является существование ориентированных на экспорт анклавов горнодобывающей промышленности, которые контролируются иностранным капиталом и слабо связаны с национальной экономикой. Венесуэла, Чили, Иран, Ирак.

3.4. Страны внешнеориентированного развития. К этому типу относятся средние по численности населения и ресурсному потенциалы страны — Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Парагвай (в Латинской Америке), Египет, Марокко, Тунис (в Африке), Турция, Сирия, Иордания, Малайзия, Филиппины, Таиланд (в Азии). Экономика этих стран ориентирована на экспорт полезных ископаемых, продукции легкой промышленности, сельскохозяйственной продукции земледелия. В этой группе стран выделяются, экономика которых в последние десятилетия развивалась и новые индустриальные страны (НИС) исключительно высокими темпами за счет иностранных инвестиций, импортных технологий и наличия дешевой и относительно квалифицированной рабочей силы. Развитие наукоемких отраслей промышленности (электроники, электротехники) вывело эти страны в число мировых лидеров в экспорте потребительских товаров (одежды, бытовой электроники) в развитые страны. НИС первой волны — Республика Корея, Сингапур; Гонконг и Тайвань (территории Китая) смогли сократить свое отставание от экономически развитых стран. Классификация Международного валютного фонда с 1997 г. относит их к числу экономически развитых стран.

3.5. Страны-нефтеэкспортеры. Экспорт нефти, коренным образом преобразовал экономику этих стран, позволил создать современные города, развивать образование и здравоохранение, социальную инфраструктуру. К этому типу относятся нефтедобывающие монархии Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бахрейн).

3.6. Страны плантационного хозяйства. Не отличаются крупным людским и ресурсным потенциалом. К этому типу относятся Коста Рика, Никарагуа, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Гаити, Куба (в Латинской Америке), Шри-Ланка (в Азии), Кот д’Ивуар и Кения (в Африке). Этнический состав населения латиноамериканских стран сформировался под влиянием работорговли. Политическая жизнь всех стран характеризуется политической нестабильностью, частыми военными переворотами и партизанскими движениями, низким уровнем жизни населения, господством иностранного капитала, зависимой национальная политикой.

3.7. Страны концессионного развития. Это Ямайка, Тринидад и Тобаго, Суринам, Габон, Ботсвана, Папуа Новая Гвинея. Эти страны недавно получили политическую независимость, обладают запасами полезных ископаемых мирового значения. Добыча и экспорт полезных ископаемых, с одной стороны, обеспечивает основную часть валютных поступлений, с другой — ставит экономику этих стран в зависимость от колебаний цен на мировых рынках.

3.8. Страны-«квартиросдатчики». Небольшие по размеру островные и приморские независимые государства и колониальные владения, расположенные на перекрестке важнейших международных транспортных путей. Выгодность географического положения, льготная налоговая политика превратили их территорию в места размещения штаб квартир крупнейших транснациональных корпораций, банков. (Каймановы Острова, Бермудские Острова, Панама, Багамы, Либерия, Мальта, Кипр, Барбадос).

3.9. Крупные с низкими доходами страны. К этой группе относятся Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Вьетнам. Эти страны занимают лидирующие места в мире по численности населения (за исключением Вьетнама). В структуре экономически активного населения преобладают сельские жители.

3.10. В конце 20 в. ООН были отнесены к наименее развитым странам мира большая группа стран Африки, Азии и Латинской Америки: Ангола, Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Конго, Джибути, Замбия, Кабо-Верде, Коморские о-ва, Лесото, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Нигер, Руанда, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Уганда, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Афганистан, Бангладеш, Бутан, Йемен, Лаос, Камбоджа, Мальдивская Республика, Мьянма, Непал, Гаи.

4.Геоэкологические катастрофы аральского типа в регионах мира, и их социально-экономические последствия. (Елагина)

Мертвое море. Располагается между Палестинской автономией, Израилем и Иорданией.

Интенсивное и неконтролируемое использование пресной воды, поступающей в Мерт­вое море через р. Иордан и ручьи, с начала 1960-х годов привело к нарушению его водного баланса. Испарение стало превышать речной сток и атмосферные осадки на поверхность озера. В результате уровень озера понижается — иногда на 1 м в год. За последнее столетие уровень упал на 25 м. В 1977 г. уровень озера понизился ниже порога Линча, разделяющего южную и северную части озера, что нарушило естественный процесс циркуляции воды. В настоящее время южный бассейн высох и используется как система испарительных прудов для производства солей, а вода закачивается из северного бассейна. Длина Мертвого моря уменьшилась с 80 до 50 км, сократилась площадь, уменьшилась глубина и увеличилась соленость воды.
Значительная часть потребляемой воды реки Иордан идет на орошение, увеличиваются затраты и на хозяйственно-бытовые нужды. Одним из факторов роста потребления воды стал туризм: много воды забирают гостиницы, расположенные вдоль реки Иордан. Мерт­вое море рискует превратиться в сточную яму для множащихся в его водосборе поселений, побережья загрязняются пластиковым мусором, приносимым зимними паводками.


Озеро Чад. Располагается на территории Республики Чад.


В настоящее время площадь озера, в середине ХХ в. достигавшая 26 тыс. км2, колеблется в пределах 1,5—4,0 тыс. км2.
Причины деградации: 1. Интенсивный разбор части стока рек, впадающих в озеро, на орошение полей и хозяйственно-бытовые нужды. Огромные орошаемые массивы сосредоточены в южной и юго-восточной части побережья озера и в бассейнах рр. Шари и Логон. Предполагалось использовать для орошения не только речную воду, но и озерную, но этот проект отпал сам собою, т.к. место водозабора оказалось выше опустившегося уровня озера. 2. Вырубка лесов по долинам рек, что ведет к понижению уровня грунтовых вод и, как следствие, к уменьшению их полноводности. Главным фактором обезлесения в Судано-Сахельской зоне являются топливные лесозаготовки. Особенно остро это проявляется в окрестностях крупных городов (Нджамена и др.), нуждающихся в топливе для приготовления пищи (в меньшей степени — для отопления). 3. Продолжающееся с конца 60-х годов ХХ в. иссушение территории, вызванное интенсивным использованием пастбищ (которое, в свою очередь, обусловлено ростом численности населения) и участившимися засухами. За последние 25 лет изогиета 250 мм сдвинулась к югу на 180 км. Эти региональные климатические изменения усиливаются эффектом глобального потепления.

Река Колорадо. еще в начале 50-х годов в США. Но река Колорадо впадала не в замкнутый водоем, а в открытый океан. В семи штатах США, где протекает Колорадо, и в Мексике используется буквально каждая капля воды этой реки. Она утоляет жажду более 30 млн человек и орошает самые урожайные фермы страны в долине Империал-Валли

Река Хуанхэ. В результате разбора воды на орошение в нижнем течении реки увеличилось число дней с нулевым стоком. В частности, в 1997 г. русло было пересох­шим на протяжении 704 км в течение 226 дней.


Катастрофическое снижение стока и пересыхание в сухой сезон наблюдается в долине р. Ганг.


Река Тарим в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. Река когда-то впадала в озеро Лобнор, а в настоящее время ее 300-километровый участок нижнего течения остается без поверхностного стока.


Река Хайхэ, на которой располагается крупнейший центр тяжелой промышленности Китая — г. Тяньцзинь. Использование более 90% стока реки приводит к ее пересыханию, аккумуляции наносов в дельте и сокращению водно-болотных угодий.


Озеро Лобнор, которое перестало существовать еще в 1962 г. Ныне от него осталась только серия бессточных озер, поросших тростником, и соленых болот, хорошо прослеживаемых в юго-восточной части Таримской котловины. Развитие искусственного орошения и стремительный рост численности населения, ветровая эрозия, смещающая массы лёсса, интенсивная вырубка тополей, ив, тростника, прибрежных тугаев на отопление жилищ привели к распаду некогда единого озера на несколько небольших озер и болот, которые за последние 40 лет переместились на 30—40 км к западу, а на месте былого озера осталась только одна безводная котловина.

5. Климатические изменения: современные тенденции, их генезис и влияние на социально-экономические процессы (Савинова)

Если раньше глобальные изменения климата интересовали только специалистов в области климата, то сегодня эти изменения стали объектов внимания экономистов, социологов, инженеров, биологов и врачей. Последствия глобального потепления ставят под угрозу все, что было достигнуто человечеством за последние десятилетия. По оценкам страховых компаний ущерб от стихийных бедствий в десять раз больше, чем в 60-е годы. Анализ показал, что более чем в 90 % случаев ухудшение экономических показателей происходило в годы экстремального уменьшения Солнечной активности (СА). Экономических кризисов в периоды возрастания солнечной активности практически не происходило. Глобальное потепление отразится на экономическом развитии государств мира в секторах, зависящих от погоды. Вклад этих секторов в производство МВП – 30 %, что означает серьезные макроэкономические последствия изменений климата. Для мировой экономики изменение климата уже через 10–15 лет обернется ежегодными убытками в размере 5 % (к 2100 г. – до 20 %) МВП. Трансформация климата Земли и экологические проблемы приведут к появлению миллионов беженцев. Сегодня, по данным ООН, в мире 25 миллионов беженцев (из-за экологических катастроф). В ближайшие десятилетия глобальное потепление, нарастающий дефицит воды и сокращение сельскохозяйственных угодий станут решающим фактором миграции. Миграционные потоки будут направляться по всему миру, что создаст реальную угрозу безопасности России

6.Киотский протокол как инструмент климатической и энергетической политики. Критический анализ. Позиция России, стран G7, Китая и др. развивающихся стран. (Букина)


КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ– международное соглашение о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу для сдерживания глобального потепления, подписанное в 1997 в Киото (Япония).

1.В начале XXI века энергообеспечение и энергобезопасность стали одними из важнейших вопросов мировой политики. Так как сжигание ископаемых видов топлива является главным антропогенным источником выбросов в атмосферу парниковых газов (ПГ), проблемы энергообеспечения и изменение климата оказываются неразрывно связаны. Энергетическая и климатическая политика – две стороны одной медали. Это сложная задача, решение которой закладывает основы будущей устойчивой системы энергоснабжения. Благодаря большим запасам природных ресурсов Россия играет ключевую роль на мировом энергетическом рынке. В то же время Россия обладает солидным

потенциалом в ≪снабжении≫ мирового углеродного рынка квотами на выбросы ПГ. Согласно положениям Киотского протокола, известным как ≪Механизмы гиб-

кости Киотского протокола≫, дополнительные сертификаты на выбросы могут быть получены при реализации проектов по сокращению выбросов внутри страны. Проекты должны соответствовать прописанным в механизмах гибкости Киотского протокола условиям проектов совместного осуществления (СО). Такие проекты по сокращению выбросов имеют право на получение соответствующих сертификатов на выбросы, или ≪кредитов≫ –единиц сокращения выбросов (ЕСВ), которые могут быть предметом торговли на международном уг-

леродном рынке. После ратификации Россией Киотского протокола в конце 2004 года и его вступления в силу в феврале 2005 года Протокол стал важнейшим глобальным инструментом взаимодействия климатической и энергетической политики. По Киотскому протоколу, промышленно развитые страны обязуются в 2008–012 годах стабилизировать выбросы парниковых газов на уровне на 5% ниже уровня 1990 года. Киотский протокол формирует основу для создания мирового углеродного рынка, объединяя передовые рыночные механиз-

мы, которые дают конкретную цену для каждой тонны выбросов парниковых газов. Тем самым создаются стимулы для развития более устойчивой и ресурсосберегающей мировой энергетики. Для России механизмы Киотского протокола –международная торговля квотами и совместное осуществление – предоставляют реальную возможность повышения энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии. Эти механизмы изначально разработаны для оптимизации затрат на снижение выбросов ПГ. Они позволяют странам, получившим по Киотскому протоколу право доступа к данным механизмам, сократить выбросы там, где это дешевле. Здесь принципиально важно то, что влияние на атмосферу не зависит оттого, в каком месте производилось то или иное сокращение выбросов парниковых газов. Киотский протокол, являющийся ядром международной климатической политики, тесно связан с глобальной энергетической политикой. И Киотский протокол, и энергетическая политика преследуют одну цель –создание устойчивой энергетики будущего. Очевидно, что Россия здесь является одним из ключевых игроков.

2. В сравнении с масштабом угрозы и грандиозностью мер, необходимых для ее устранения, шаги, предусматриваемые Киотским протоколом настолько незначительны, что к ним нельзя относиться серьезно; начинать надо с гораздо более существенных мер.Киотский протокол несправедлив, поскольку он предусматривает для одних стран обязательства, а для других - отсутствие обязательств (другой вариант - предусмотренные им обязательства не покрывают того ущерба окружающей среде и климатической системе, который нанесли страны, берущие такие обязательства).Выполнение Киотского протокола "стоит слишком дорого", подорвет национальную экономику или, как минимум, ослабит ее позиции на конкурентном мировом рынке.

Киотский протокол не нужен, поскольку изменения климата, даже если они происходят, имеют исключительно природообусловленные причины, антропогенный фактор не играет в этих процессах сколько-нибудь существенной роли.Допустим, что наблюдаемые климатические изменения обусловлены человеческим фактором; однако, поскольку механизм действия этого фактора неизвестен, следует пока воздержаться от каких бы то ни было мер, "как бы" направленных на предотвращение или смягчение климатических изменений.

▪ (Group of Seven, G7) Семь ведущих индустриальных государств не коммунистического мира – США, Япония,Великобритания, Франция, Италия, Западная Германия и Канада. Эта группа зародилась на первой встречена высшем уровне, посвященной экономическим проблемам, которая состоялась в 1976 г.; с тех пор главы указанных государств встречаются ежегодно. Первоначальной целью было обсуждение и согласование экономической политики, но с тех пор круг обсуждаемых вопросов расширился до политических. Возрастающая популярность и результативность международного экономического сотрудничества в 1980-егг. Привели к совместным действиям, например, в области обменных валютных курсов в результате встреч министров финансов Джи 7.

▪ США, Китай и Индия — лидеры по выбросам в атмосферу - отказались от участия в Киотском протоколе. Россия, Канада, Япония и Новая Зеландия вышли из него в 2012 году.

▪ Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата» был принятГосдумой РФ 22 октября 2004 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004 года. Президент РФ Владимир Путин подписал его 4 ноября 2004 года(под № 128-ФЗ). Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, через 90 дней после официальной передачи документа о ратификации его Россией в Секретариат РКИК 18 ноября 2004 года (для вступления его в силу была необходима ратификация государствами, на долю которых приходилось бы не менее 55 % выбросов парниковых газов).

В течение первого года действия Киотского протокола, 2005, его механизм на территории России так и не начал действовать — создание национальной биржи по торговле квотами на выбросы парниковых газов фактически было приостановлено на неопределённый срок, отсутствовали и проекты совместного осуществления по замене оборудования российских предприятий на более эффективное и экологически чистое. Причина состояла в отсутствии документов, необходимых для создания национального реестра выбросов парниковых газов.

В марте 2006 года на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос о реализации положений Киотского протокола.Министерству экономического развития и торговли вместе с другими федеральными органами власти было поручено в течение двух месяцев подготовить концепцию проекта законодательного акта, регулирующего вопросы реализации в Российской Федерации Киотского протокола. Кроме того, в течение одного месяца должен быть подготовлен документ, регулирующий применение статьи 6 Киотского протокола, согласно которой Россия может привлекать инвестиции в проекты совместного осуществления.

По состоянию на 25 ноября 2009 Протокол был ратифицирован 192 странами мира (на эти страны совокупно приходится 63,7 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США, Индия и Китай. Во втором периоде вышли из протокола многие страны.

7. Территориальные споры в Арктике и Антарктике. Позиция России. Возможности по ликвидации разливов нефти на арктическом шельфе в условиях меняющегося климата. (Букина)

На северные полярные территории претендуют Канада, Россия, США, Дания и Норвегия. Чем быстрее тают арктические льды, тем более ледяными становятся позиции этой пятерки.

Канадцы, к примеру, спорят не только с Америкой из-за Северо-Западного прохода, который, когда растает весь лед, позволит сократить путь из Азии в Европу на 4 тыс. км, и моря Бофорта, возможно, богатого нефтью и газом; но и с Данией из-за островка Ганса. На этот клочок суши по очереди высаживаются чиновники и военные Канады и Дании, устанавливают флаги и оставляют бутылки с виски и бренди.

Горячие споры кипят и вокруг Северного полюса, который сейчас считается ничьей территорией и управляется Комиссией ООН по континентальному шельфу.

Территориальные притязания на южную макушку планеты пока не выдвигаются, хотя ряд государств заявляют, что оставляют право на это за собой. Дело в том, что согласно вступившему в силу 23 июня 1963 года Договору по Антарктиде самый южный континент находится в общем управлении подписавших его стран. Все территориальные претензии на время действия договора замораживаются. Однако любое государство может в любой момент выйти из договора и потребовать какую-нибудь антарктическую область. Это объясняет, почему под договором стоят подписи всего 46 стран, включая СССР и США, и почему его не признает ООН.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: