- Тенденции и разновидности развития. Управление развитием.
- Характеристика экономики США и России. Активизация инновационной деятельности – приоритетная стратегия развития страны.
- Стратегические тенденции развития экономики промышленно-развитых стран.
- Волнообразное социально – экономическое развитие стран. 5 технологических укладов, их характеристики, ключевые факторы укладов.
- Формы связи науки с производством, существующие на практике.
- Стратегия сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала страны,
- Формы государственной поддержки малых инновационных предприятий.
- Основные внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности, внебюджетные фонды.
- Понятие и источники инноваций: Классификация инноваций.
- Нововведения как объект инновационного управления
- Возникновение и становление инновационного менеджмента.
- Понятие и сущность инновационного менеджмента. Основные черты инновационного менеджмента.
- Структура системы инновационного менеджмента.
- Прогнозирование в инновационном менеджменте.
- Методы системы инновационного прогнозирования.
- Понятие риска в инновационном менеджменте. Виды риска.
- Оценка предполагаемой потери средств инвестора. Механизм ограничения экономического риска при инвестициях в инновационную деятельность.
- Упреждающее управление экономическим риском.
- Понятия, виды и особенности инновационных стратегий.
- Инновационный менеджмент и стратегическое управление.
- Специфика российских инновационных стратегий.
- Формы инновационного менеджмента. Крупный бизнес в инновационной сфере.
- Преимущества мелких и средних предприятий в области нововведений. Классификация научных организаций, малые организационные структуры инновационного менеджмента.
- Интеграция науки и производства: территориальные научно-промышленные комплексы и технологическая кооперация.
- Организация инновационного менеджмента. Организационные структуры инновационного менеджмента.
- Основные понятия, признаки и характеристики проекта. Классификация инновационных проектов.
- Содержание фаз жизненного цикла проекта.
- Инновационная программа: сущность и понятие. Цели научно-технических программ. Разделы инновационной программы.
- Разработка программ и проектов нововведений. Организация системы управления изменениями.
- Управление реализацией инновационных проектов.
- Генерирование идей. Инновационная игра.
- Этапы реализации инновационных проектов.
- Характеристика результатов инновационной деятельности. Виды эффекта от реализации инноваций.
- Общая экономическая эффективность использования инноваций, интегральный эффект. Индекс рентабельности инноваций, норма рентабельности инвестиций, период окупаемости инвестиций.
- Эффективность затрат на инновационную деятельность.
- Показатели эффективности проекта.
- Интеллектуальная собственность, пакет законов по охране интеллектуальной собственности.
- Задачи и основные приемы экспертизы инновационных проектов и программ.
- Методы экспертизы инновационных проектов и программ, принципы проведения экспертиз, экспертные оценки проектов, три уровня экспертизы.
- Метод приведенной стоимости – дисконтирование.
- Понятие точки безубыточности. Объем продаж в точке безубыточности, уровень безубыточности. Количество единицы продукции, проданной в точке безубыточности.
- Запас финансовой прочности. Показатель операционного рычага.
- Сущность бизнес – плана инновационного проекта. Алгоритм составления бизнес-плана.
- Особенности содержания бизнес-плана инновационного проекта.
- Создание благоприятных условий нововведений Внутренние условия: Внешние условия:
- Особенности и принципы управления персоналом в инновационной организации.
- Основные методы стимулирования инновационной активности служащих.
- Управление конфликтами в инновационной организации.
Критерии оценивания
Изучение дисциплины «Инновационный менеджмент» организовано с помощью модульно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов специальности «Государственное и муниципальное управление». Система рейтинг-контроля уровня знаний студентов направлена на повышение мотивации студента к равномерной и активной работе (в т.ч. самостоятельной) в течение всего периода обучения. Целью организации рейтинг-контроля является повышение качества подготовки студентов путем управления их учебной деятельностью в течение всего периода обучения.
При рейтинговой системе все знания, умения и навыки, приобретенные студентами в результате изучения дисциплины, вычитанной за два семестра (для очной формы обучения) оцениваются в баллах.
Баллы набираются в течение всего периода обучения по дисциплине и фиксируются путем занесения в единую ведомость по итогам промежуточных аттестаций по каждому модулю.
Все изучаемые в течение семестра темы по дисциплине «Инновационный менеджмент» разделены на несколько модулей (дидактических единиц). По окончании изучения каждого модуля в программе предусмотрены различные виды промежуточной аттестации для набора необходимого количества баллов, семестровый и итоговый контроль.
В ходе изучения дисциплины предусматриваются следующие виды промежуточной аттестации (контрольные точки):
- выполнение контрольных работ (10 баллов);
- выполнение письменных заданий (самостоятельных работ) (5 баллов);
- тестирование (10 баллов);
- коллоквиум (10 баллов);
Промежуточная аттестация проводится в виде выполнения предусмотренных работ, тестов и заданий по темам, предусмотренным в рабочей программе по курсу «Инновационный менеджмент». Итоговая аттестация проводится в виде сдачи устного экзамена по всем темам изучаемой дисциплины. По результатам деятельности преподаватель оценивает знания студента по следующим критериям оценки:
Оценка «Отлично» выставляется студентам, успешно сдавшим экзамен и показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение проиллюстрировать изложение материала практическими приемами и доводами, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, полно и подробно ответившим на вопросы билета и вопросы экзаменатора.
Оценка «Хорошо» выставляется студентам, сдавшим экзамен с незначительными замечаниями, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, умение проиллюстрировать изложение практическими приемами и расчетами, освоившим основную литературу, рекомендованную программой курса, обнаружившим стабильный характер знаний и способность к их самостоятельному восполнению и обновлению в ходе практической деятельности, полностью ответившим на вопросы билета и вопросы экзаменатора, но допустившим при ответах незначительные ошибки, указывающие на наличие несистематичности и пробелов в знаниях.
Оценка «Удовлетворительно» выставляется студентам, сдавшим экзамен со значительными замечаниями, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, испытывающим затруднения при практическом применении теории, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы билетов и вопросы экзаменатора, но показавшим знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы.
Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, которые не позволяют ему приступить к практической работе без дополнительной подготовки, не ответил на вопросы билета или экзаменатора.
Для полноты усваиваемого материала студенту рекомендуется пользоваться не только конспектами лекций, но и научными трудами, материалами периодической печати, средствами Internet.