6.1. Понятие системы
Понятие «система» является одним из фундаментальных и самых распространенных понятий науки. Наверное, именно поэтому единого определения данного понятия не существует: разным уровням абстракции соответствуют разные формулировки. Однако во всех определениях подчеркивается следующее:
Система - это совокупность взаимосвязанных элементов образующих определенную целостность.
Для того чтобы стал понятен смысл данной формулировки, необходимо ввести определения понятий «элемент», «связь» и «целостность».
Элементом называется некоторый объект (материальный, энергетический, информационный), который в рамках конкретного исследования достаточно рассматривать без раскрытия внутреннего строения (содержания).
Другими словами, элемент - это относительно неделимый объект. Термин «относительно» подчеркивает тот факт, что элемент является неделимым только с точки зрения решения конкретной задачи.
Связью называется важный для целей исследования обмен между объектами веществом, энергией, информацией (рис. 6.1).
|
|
Рис. 6.1. Классификации связей в системе
Наиболее существенные и устойчивые взаимосвязи между элементами образуют структуру системы.
Совокупность элементов образует целостность в том случае, если данная совокупность приобретает новые качества, отсутствующие у образующих ее элементов.
Свойство системы, заключающееся в появлении у нее новых качеств, называют свойством эмерджентности (от англ. emergent - неожиданно возникающий).
Понятия системы, элемента и целостности подчиняются принципу релятивности. В отношении системы этот принцип формулируется так: любое множество предметов можно рассматривать как систему и как не систему.
Но в таком случае как же понять, является ли рассматриваемая совокупность объектов системой в данном конкретном случае? Для этого нужно определиться, какая функция (или цель) системы выступает предметом исследования. Дело в том, что функция системы выступает в роли системообразующего фактора (для систем целенаправленного действия). Именно функция реорганизует систему, освобождает ее от лишних элементов и лишних связей. Каждый элемент целостной системы является необходимым, а все вместе - достаточными для выполнения системой своей функции.
Для того чтобы понять, является ли рассматриваемая совокупность объектов системой, нужно ответить на вопрос, является ли набор элементов и связей необходимым и достаточным для выполнения системой своей функции, для достижения системой своей цели.
|
|
Системы могут быть классифицированы по разным основаниям.
По природе своих элементов системы делятся на реальные (объективные, материальные) и идеальные (абстрактные, концептуальные).
Реальные системы - это все объективно существующие системы неорганической и органической природы, а также социальные системы.
ЛЕКЦИЯ 7. МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПОНЯТИЯМИ
Работа с понятиями, формирование определений и классификаций является неотъемлемой составляющей исследовательского процесса (Пример 7.1). Для того чтобы раскрыть суть исследуемого явления, необходимо выявить его существенные признаки и зафиксировать полученные знания в форме определения. Дальнейшее изучение исследуемого явления требует анализа его различных вариантов, сопровождаемого формированием классификации. Четкая формулировка определений и классификаций позволяет избежать неясностей, как на стадии проведения научного исследования, так и на стадиях апробации и внедрения результатов.
Цель данной лекции - разъяснить правила работы с понятиями и, прежде всего, правила формирования определений и классификаций. Для того чтобы правильно составлять определения и классификации, нужно знать, что такое существенные признаки предмета, какие понятия являются родовыми, а какие видовыми, что такое ограничение и обобщение понятия. Эти вопросы мы и рассмотрим в данной лекции.
Ключевые понятия: понятие, существенные признаки предмета, содержание и объем понятия, родовое понятие, видовое понятие, обобщение и ограничение понятий, определение, классификация.
Пример 7.1
Иллюстрация применения операций с понятиями в научном исследовании
Пусть, например, вы проводите научное исследование на тему «Влияние национальных и личных праздников на производительность труда работников машиностроительной отрасли». Для начала вам нужно будет разобраться с понятием «праздник». Например, что значит «национальный праздник». Каков объем данного понятия? Подпадает ли под данное понятие празднование победы национальной сборной на чемпионате мира по футболу? Или это личный праздник каждого? И каковы существенные признаки данного понятия? Можно ли отнести к таковым употребление салата «оливье»? Далее, для того чтобы донести понимание этих тонкостей до других, нужно сформулировать определения ключевых понятий. Далее вы заметите, что влияние праздников на производительность труда зависит от количества празднующих, длительности празднования, сложившихся традиций и т. д.
В результате вы разделите национальные праздники на формальные и неформальные (например), а личные праздники – на мелкомасштабные и крупномасштабные. А это значит, что вы приступили к формированию классификации.
Теоретический материал
7.1. Понятие. Характеристики понятий. Виды понятий
Понятие - это мысль, в которой отражаются общие, и при том существенные, свойства предметов и явлений.
Например, экономическая теория сформировала такие понятия, как «товар», «капитал», «добавленная стоимость», «эффективность». Заметьте: если какой-то конкретный товар человек может себе представить в виде мысленного образа, то представить себе таким образом добавленную стоимость или эффективность он не может. Так же как доброту, красоту, скорость и т.п. Человек может это понять, но не представить. Почему? Потому что понятия отражают не конкретные предметы и явления, а их общие свойства. Точнее, их общие сущестненные признаки.
Понятие является результатом следующих операций:
1. Выделение общего в ряду сходных объектов
2. Абстрагирование, отвлечение от других признаков
3. Формирование понятия на основе операций обобщения и абстрагирования.
Существенные признаки предметов - это такие признаки, каждый из которых необходим, а все вместе достаточны для того, чтобы отличить данные предметы от всех других. Существенные признаки устойчивы, без них предмет не может существовать в своей качественной определенности. В отличие от существенных, несущественные признаки преходящи, приобретая или теряя их, предмет остается самим собою.
|
|
Две важнейшие характеристики любого понятия - его содержание и объем.
Содержание понятия - это совокупность существенных признаков предметов, мыслимых в понятии.
Объем понятия - это множество тех предметов, на которые распространяется данное понятие.
Содержание понятия позволяет определить, какие предметы подпадают под данное понятие, а какие - нет. То есть содержание понятия определяет его объем. Взаимосвязь содержания и объема понятия выражена в логическом законе обратного отношения (рис. 7.1).
Инвестор - лицо, вкладывающее средства
в инвестиционные проекты
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ
Портфельный инвестор - лицо,
вкладывающее средства в инвестиционные
проекты и заинтересованное в максимизации
прибыли непосредственно от ценных бумаг,
а не в контроле над предприятием
Рис. 7.1. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия
ЛЕКЦИЯ 8. ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Все общенаучные методы познания подразделяются на три группы:
- общелогические методы;
- методы эмпирического исследования;
- методы теоретического исследования.
Цель данной лекции - кратко описать те методы, которые относят к группе общелогических методов.
Ключевые понятия главы: анализ, синтез, дедукция, индукция, полная индукция, неполная индукция, простая (популярная) индукция, научная индукция, аналогия, абстрагирование, обобщение.
Теоретический материал
8.1. Анализ и синтез
Анализ представляет собой процедуру мысленного (а в экспериментальных исследованиях часто и реального) расчленения объектов, их свойств и отношений на составные части (признаки, свойства, отношения).
|
|
Синтез представляет собой процедуру исследования явления на основе объединения взаимосвязанных элементов в единое целое.
Любой процесс получения нового знания основывается на единстве анализа и синтеза. Выделяют следующие виды анализа и синтеза:
· эмпирический,
· элементарно-теоретический,
· структурно-генетический.
Эмпирический (прямой) вид анализа-синтеза предполагает поверхностное исследование объекта, выделение отдельных его частей, фиксацию его свойств, простейшие измерения. Данный вид анализа-синтеза недостаточен для проникновения в сущность явления.
Элементарно-теоретический (возвратный) вид анализа-синтеза предполагает осуществление операций анализа и синтеза на основе некоторых теоретических соображений (предположений о причинно-следственной связи явлений, о наличии законов и закономерностей в поведении объектов).
Структурно-генетический вид анализа-синтеза предполагает вычленение в сложном объекте таких ключевых элементов, которые имеют решающее влияние на все другие стороны объекта. Данный вид анализа-синтеза позволяет наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта (Пример 8.1).
Пример 8.1.
Различные виды анализа в научном исследовании
Исследование процесса создания дохода на предприятии предполагает применение следующих видов анализа:
- эмпирический анализ: доходы предприятия подразделяются по цехам;
- элементарно-теоретический анализ: в результатах деятельности предприятия выделяются затраты и выпуск (так как доход формируется в виде разности выручки и затрат);
- структурно-генетический анализ: в результатах деятельности предприятия выделяются налоги, оплата труда и прибыль, а в прибыли - ресурсы на развитие, как основа будущих доходов предприятия.
8.2. Дедукция и индукция
Умозаключение - это логическая операция, в результате которой из исходных утверждений (посылок) получается новое утверждение - заключение (вывод, следствие). Частными случаями умозаключения являются дедукция и индукция.
Дедукция - это умозаключение, при котором осуществляется логический переход от исходных достоверных утверждений к новому достоверному утверждению. Типичная дедукция - умозаключение от общего знания к частному.
Дедукция позволяет новое знание об объекте выводить на основании знания класса, к которому принадлежит исследуемый объект, и общих свойств, характерных для объектов данного класса.
Например, хлеб относится к классу товаров первой необходимости; известно, что спрос на товары первой необходимости неэластичен; следовательно можно сделать вывод о том, что спрос на хлеб неэластичен (рис. 8.2).
Пример 8.2.
Шерлок Холмс о дедуктивном методе
«По одной капле воды... человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о существовании Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видал ни того, ни другого и никогда о них не слыхал...
По ногтям человека, по его рукам, обуви, сгибу брюк... выражению лица и обшлагам рубашки — по таким мелочам нетрудно угадать его профессию» Артур Конан Дойл «Этюд в багровых тонах».
Схема дедуктивного умозаключения «от общего к частному»:
Посылки:
1) объектам класса К присущ признак Р;
2) объект S принадлежит к классу К.
Заключение: объекту S присущ признак Р.
Индукция - это логический переход от достоверных утверждений к вероятным. Типичная индукция - это умозаключение от частного знания к общему, когда на основании знания о части объектов класса делается вывод обо всех объектах класса, о классе в целом (рис. 8.1).
ЛЕКЦИЯ 9. МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ
Цель данной лекции представить основные понятия моделирования, описать свойства и виды моделей, а также дать характеристику особенностей математического моделирования экономических систем.
В данной лекции мы ответим на следующие вопросы: Что такое модель? Какими существенными с точки зрения научного исследования свойствами обладают модели? Какие требования предъявляются к моделям? Какие существуют виды моделей? Что такое экономико-математическая модель? В чем состоит специфика математического моделирования экономических объектов и процессов?
Ключевые понятия: модель, адекватность модели, образно-знаковая модель, математическая модель, экономико-математическая модель.
Теоретический материал
9.1. Понятие модели
Модель - это образ (аналог) объекта - оригинала, отражающий его существенные свойства и заменяющий его в процессе исследования.
Моделирование - это исследование каких-либо объектов (явлений, процессов) путем построения и изучения их моделей (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Этапы процесса моделирования
Замена объекта исследования моделью осуществляется по следующим причинам:
- вследствие недоступности объекта (в пространстве, во времени, по этическим соображениям и т. п.),
- вследствие неуправляемости объекта,
- вследствие сложности объекта.
Общими для всех моделей являются следующие важные свойства:
1. Наличие в моделях потенциального знания.
Модель содержит не только ту информацию, которая была положена в ее основу в процессе конструирования, но и новые знания, которые выявляются («раскодируются») в процессе теоретического анализа модели.
2. Упрощенность (конечность) моделей.
Конечность реальных моделей проявляется в том, что реальная модель подобна оригиналу в ограниченном числе свойств и отношений. Конечность абстрактных моделей проявляется в том, что абстрактные модели изначально наделяются ограниченным числом свойств.
Упрощенность модели по сравнению с объектом-оригиналом является вполне допустимой и даже в некотором отношении полезной. Во-первых, упрощение позволяет выделить ключевые элементы и свойства в исследуемом объекте. Во-вторых, упрощение позволяет проводить теоретический анализ модели (сложные модели могут не поддаваться анализу вследствие отсутствия пригодных для этого методов).
3. Неточность (приближенность) отображения действительности с помощью моделей. Степень точности модели можно определить только путем ее соотнесения с целью моделирования. Например, точность часов, достаточная для бытовых целей, недостаточна для целей астрономии.
К моделям предъявляются следующие типовые требования:
- полнота модели (учет всех существенных сторон моделируемого объекта);
- простота модели (возможность проведения анализа модели с помощью известных методов);
- точность (высокая степень приближенности количественных значений параметров, получаемых в процессе применения модели, к реальным значениям соответствующих параметров);
- экономность (потребность в незначительных затратах ресурсов для синтеза и анализа модели);
- объяснительная и предсказательная сила (способность модели вскрывать причины наблюдаемых фактов и предсказывать новые факты).
ЛЕКЦИЯ 10. МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель данной лекции - описать две группы общенаучных методов: методы теоретического и эмпирического исследования.
В этой лекции мы ответим на следующие вопросы: Использование каких методов характерно для теоретического исследования? С помощью каких методов строятся научные теории? Какие методы типичны для эмпирических исследований? Чем эксперимент отличается от наблюдения, а измерение от сравнения?
Кроме этого, в практической компоненте лекции мы рассмотрим методы одной из наук (математической статистики), предназначенные для обработки больших массивов эмпирических данных.
Ключевые понятия лекции: формализация, идеализация, мысленный эксперимент, метод восхождения от абстрактного к конкретному, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, методы математической статистики, коэффициент парной корреляции.
Теоретический материал
10.1. Методы теоретического исследования
Напомним, что теоретическое исследование - это исследование, направленное на объяснение сущности связей в исследуемых объектах, на вскрытие внутреннего механизма явлений (см. лекцию 3).
К общенаучным методам теоретического исследования относят методы построения научных теорий (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы), а также формализацию, идеализацию, мысленный эксперимент и метод восхождения от абстрактного к конкретному. Рассмотрим кратко эти методы.
Формализация - это отображение объектов предметной области в формализованном языке в виде стойких точных понятий и утверждений, символов и формул. При этом дальнейшее исследование ведется «формально», то есть путем преобразования одних формул (утверждений, символов) в другие.
Формальное описание объектов предметной области позволяет исключить неопределенность и неоднозначность естественных языков. Особенно широко формализация применяется в математике.
Идеализации – это мысленное конструирование идеализированных объектов, не существующих в действительности или практически неосуществимых.
Примерами идеальных объектов являются: в физике - абсолютно черное тело, идеальный газ; в механике - абсолютно жесткое тело, идеально пластичное тело; в математике - линия, плоскость, точка, окружность; в экономике - экономический человек, полная рациональность в принятии решений.
Идеализация может быть осуществлена с помощью метода абстрагирования (например, абстрагирование от толщины приводит к понятию плоскости), а также мысленным переходом к предельному случаю в развитии какого-либо свойства (так, например, было сформировано понятие абсолютно твердого тела).
Мысленный эксперимент - это один из важнейших познавательных приемов теоретического мышления, суть которого заключается в том, что с помощью одного лишь воображения объект исследования рассматривается в «чистом виде», независимо от конкретной формы его взаимодействия с окружающей средой.
Мысленный эксперимент осуществляется на основе абстракции и идеализации. Мысленный эксперимент с идеализированными объектами как бы замещает реальный эксперимент с реальными объектами.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному - это метод теоретического исследования, заключающийся в том, что после перехода от конкретного объекта к его абстрактному описанию и исследования полученной абстракции, осуществляется обратный переход от абстрактного к конкретному, когда объект воспроизводится в своей целостности и многогранности - но уже в мышлении.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяется при построении научных теорий. Например, при построении теории организации исследователь формулирует основные принципы создания организационных структур, а затем переходит к изучению того, как сформулированные принципы проявляются в различных экономических системах.
К методам построения научных теорий также относятся гипотетико- дедуктивный и аксиоматический методы.
Гипотетико-дедуктивный метод состоит в выдвижении некоторых гипотез и дальнейшей проверке этих гипотез путем вывода из них следствий и сопоставления этих следствий с фактами. В гипотетико-дедуктивном методе в качестве посылки выступают гипотезы, а следствия из гипотез выводятся методом дедукции.
ЛЕКЦИЯ 11. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В предыдущих лекциях мы рассматривали научно-исследовательскую деятельность как деятельность творческую и индивидуальную. Теперь настало время обратить внимание на то, что осуществление научно-исследовательских работ является также деятельностью коллективной, управляемой и финансируемой.
Цель данной лекции - рассмотреть систему организации науки в Украине.
Мы ответим на следующие вопросы: Какие виды деятельности относятся к научной деятельности? Какие существуют формы организации науки в Украине? Что представляет собой система государственных академий наук в Украине? Какие существуют формы финансирования научных исследований?
Ключевые понятия: научная деятельность, Академия наук Украины, госбюджетные научно-исследовательские работы (НИР), хоздоговорные НИР, грантовое финансирование НИР, заявка на грант.
Теоретический материал
11.1. Понятие научной деятельности, ее виды
Не следует думать, что научно-исследовательская деятельность является единственной формой научной деятельности. Наука - это не только эксперименты и теоретический анализ. Для того чтобы ученый мог успешно творить, его нужно обучить и организовать. Нужно наладить его взаимодействие с другими исследователями. Нужно платить ему заработную плату, наконец. В связи с этим научная деятельность включает в себя, кроме научно-исследовательской, еще и другие виды деятельности (рис. 11.1).
Законодательные определения основных видов научной деятельности даны в Законе Украины «О науке и научно-технической деятельности».
Научная деятельность - интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний. Основными ее формами являются фундаментальные и прикладные научные исследования.
Научно-техническая деятельность - интеллектуаль ная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний во всех отраслях техники и технологии. Ее основными формами являются научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, технологические, изыскательские и проектно- изыскательские работы, изготовление опытных образцом или партий научно-технической продукции, а также другие работы, связанные с доведением научных и научно-технических знаний до стадии практического их использования.
Научно-педагогическая деятельность - педагогическая деятельность в высших учебных заведениях и заведениях последипломного образования III - IV уровней аккредитации, связанная с научной и (или) научно-технической деятельностью.
|
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (НТД) |
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (НПД) |
Рис. 11.1. Виды научной деятельности
Научно-организационная деятельность - деятельность, направленная на методическое, организационное обеспечение и координацию научной, научно-технической и научно-педагогической деятельности.
ЛЕКЦИЯ 12. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Цель данной лекции - очертить круг вопросов, связанных с темой информационного обеспечения научно-исследовательской деятельности; познакомить читателей с организацией Национальной системы научно-технической информации Украины; описать основные средства современного информационного поиска - библиографические указатели и поисковые системы сети Интернет.
Ключевые понятия: информационное обеспечение научных исследований, научно-технические документы, библиографическая информация, поисковые системы сети Интернет, Национальная система научно-технической информации Украины, Украинский институт научно-технической и экономической информации (УкрИНТЭИ).
Теоретический материал
12.1. Информационное обеспечение научных исследований
Суть научного исследования состоит в создании нового знания. При этом ученый создает новое знание не «из ничего». Производство знания является результатом переработки значительных массивов исходной информации. И качество этой исходной информации существенно влияет на качество научного результата. Поэтому ученый тратит свои силы не только на получение нового научного результата, но и на поиск «старого результата», который должен стать исходной информацией для проводимого исследования. «Старый научный результат» уже был кем-то получен и вошел в состав общемировых информационных ресурсов, а теперь его нужно из этих ресурсов извлечь. Проблема состоит в том, что человечество испокон веков производило большое количество информации. И с течением времени человеку стало все сложнее найти в массе разнообразных данных нужные ему сведения. В связи с этим появился опасный «разрыв» между созданием информации и ее потреблением: создатель информации и ее потребитель далеко не всегда могут найти друг друга. В идеале для решения такой проблемы нужно было бы упорядочить всю произведенную человечеством письменную информацию и создать что-то вроде «документарной вселенной», в которой все знания, накопленные человечеством, представляли бы единую информационную систему, пронизанную миллиардами перекрестных ссылок. Подобные идеи появлялись у ученых с давних пор.
Воплощением этих идеи стали библиотечные каталоги, библиографические указатели, и конечно, сеть Интернет. Все эти средства составлют важную часть информационного обеспечения научно-исследовательской деятельности ученых.
Информационное обеспечение научно-исследовательской деятельности - это:
1) информация, необходимая для проведения научного исследования;
2) создание условий для обеспечения научно-исследовательских работ необходимой информацией.
К системе информационного обеспечения научных исследований можно отнести:
- научно-техническую информацию;
- каналы распространения научно-технической информации, научно-технические издания (рис. 12.1), Интернет, семинары и конференции, а также компьютерные информационные системы;
- средства поиска научно-технической информации - библиографические указатели и поисковые системы в сети Интернет;
Рис. 12.1. Типология научно-технических документов
ЛЕКЦИЯ 13. ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Цель данной лекции - разъяснить суть процессов оценки эффективности и внедрения результатов научно-исследовательских работ.
В этой лекции мы ответим на следующие вопросы: Каковы основные этапы внедрения научной продукции в производство? Какие виды эффективности учитываются при оценке значимости результатов научно-исследовательской работы? Какие виды эффектов характеризуют результаты научных исследований с точки зрения их вклада в развитие социально-экономических систем? Чем эффективность отличается от эффекта? Какие критерии используются для оценки эффективности научного исследования? Какие меры применяются для повышения эффективности НИР?
Ключевые понятия: внедрение результатов НИР, научная продукция, опытное испытание, договор на выполнение научно-технической работы, эффект от внедрения НИР, эффективность НИР, экономическая эффективность НИР, социальная эффективность НИР, научно-техническая эффективность НИР, эффективность работы научного сотрудника, эффективность работы научной организации.
Теоретический материал
13.1. Внедрение результатов научных исследований
Заключительным этапом прикладной научно-исследовательской работы является внедрение ее результатов в практику. Если фундаментальные исследования служат, в основном, целям дальнейшего развития науки, то смысл прикладных исследований заключается именно в во внедрении их результатов.
Внедрение НИР - это передача научной продукции, созданной в рамках данной НИР, в практическое использование (промышленную эксплуатацию).
Научная продукция - это результаты НИР, предназначенные для передачи в практическое использование и представленные в виде отчетов, конструкторской и технологической документации, новых технологий, лабораторных и промышленных образцов и т. п.
Примерами научной продукции, полученной и результате экономических исследований, являются теоретические и научно-методологические положения, методики и рекомендации. Их внедрение способствует повышению уровня организации производства, увеличению производительности труда, повышению качества продукции и экономии разного рода ресурсов.
Заказчиками научной продукции выступают: государство, предприятия и организации, а исполнителями - вузы, НИИ, проектные фирмы. Процесс создания научной продукции регулируется договором, заключенным между организацией-заказчиком и организацией-исполнителем. Требования к научной продукции отображаются в техническом задании, которое прилагается к договору (рис. 13.1).
Договор
· реквизиты сторон (исполнителя и заказчика)
· предмет договора: наименование научной (научно-технической) продукции
· сроки выполнения работ
· стоимость работ и порядок расчетов
· порядок сдачи и приема работ
· ответственность сторон
· форс-мажорные обстоятельства
· срок действия договора, юридические адреса сторон
· реквизиты сторон с печатями и подписями уполномоченных лиц
Приложения
· протокол согласования договорной цены на научную (научно-техническую) продукцию
· календарный план работ
· техническое задание
Рис. 13.1. Содержание договора на выполнение научной (научно-технической) работы
Процесс внедрения научной продукции в производство включает следующие этапы:
Этап № 1. Сдача заказчику выполненной НИР, сопровождаемая оформлением акта приемки-сдачи научной (научно-технической) продукции.
В составлении акта приемки-сдачи принимает участие приемочная комиссия, состоящая из представителей исполнителя и заказчика. В акте указываются сроки выполнения работ, сметные и фактические затраты, данные об исполнителях, перечень публикаций и патентов по итогам выполненной работы, а также сведения об апробации результатов. В постановочной части акта отмечается факт завершения научно-исследовательской работы и оформляется решение относительно внедрения научной продукции (указывается место внедрения, сроки и ожидаемый экономический эффект).
Этап № 2. Опытное испытание, то есть проверка результатов НИР в производственных условиях.
Результаты опытных испытаний оформляются протоколом. В случае выявления недоработок, исполнитель исправляет их в согласованные с заказчиком сроки.
Этап № 3. Устранение организацией-исполнителем недоработок, выявленных в ходе опытного испытания.