План
1. Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности.
2.Технологический модуль развития аутопсихологической компетентности.
3.Типовая структура развивающего модуля.
4. Особенности поведения руководителя группы аутопсихологического тренинга.
5. Основные этапы тренинга.
6.Предварительный этап – этап подготовки аутопсихологического тренинга.
7.Формирование тренинговой группы
8.Организационные вопросы
9.Основной этап проведения тренинга
Ключевые слова: аутопсихологическая компетентность, технологический модуль, типовая структура развивающего модуля, акмеологические технологии коррекционно-развиваюшего обучения.
– аутопсихологическая компетентность – это готовность и способность личности к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт и поведенческих характеристик.
– технологический модуль – алгоритм формирования аутопсихологической компетентности личности
– типовая структура развивающего модуля – направления развития аутопсихологической компетентности
|
|
– акмеологические технологии коррекционно-развиваюшего обучения – целенаправленная система профессиональных акме-ологических действий, ориентированная на комплексное преодоление проблем обучаемых, восстановление резервов их личности и включение их в полноценный процесс развития с последующей успешной адаптацией в профессиональной среде.
Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности
Акмеологические технологии разрабатываются в рамках модели предмета акмеологии, отражающей переход от реального состояния, качества и уровня развития личности (и ее профессионализма) к будущему идеальному. Данная модель включает интегральную характеристику наличного состояния и потенциала личности, алгоритмов и способов его развития, образа будущего состояния, ожидания контрольных механизмов и функционирования обратных связей. Исходя из данных положений, акмеологические технологии определяются как методы или способы лично-стно-профессионального развития до уровня профессионала. Акмеологические технологии коррекционно-развиваюшего обучения – это целенаправленная система профессиональных акме-ологических действий, ориентированная на комплексное преодоление проблем обучаемых, восстановление резервов их личности и включение их в полноценный процесс развития с последующей успешной адаптацией в профессиональной среде.
Технологический модуль развития аутопсихологической компетентности
Необходимость разработки универсального технологического модуля развития аутопсихологической компетентности основана на следующих положениях:
|
|
1) аутопсихологическая компетентность является метакомпетентностью, участвует в развитии других видов психологической компетентности (коммуникативной, социально-перцептивной, социально-психологической);
2) формирование общей аутопсихологической способности личности происходит в результате развития и аккумулирования специфических аутопсихологических способностей (умений и навыков в области эмоциональной саморегуляции, самоменеджмента, самомотивации и т.п.);
3) аутопсихологическая компетентность развивается в процессе формирования акмеологической самопреобразующей деятельности; осознанное формирование этой деятельности позволяет управлять процессом саморазвития;
4) существует алгоритм формирования самопреобразующей деятельности.
Разработка и внедрение технологического модуля формирования аутопсихологической компетентности означает следующее: данный модуль может быть положен в основу развивающих тренингов по различным направлениям, что с необходимостью обеспечит эффективное формирование аутопсихологической компетентности.
Алгоритм формирования аутопсихологической компетентности включает последовательную реализацию стадий: актуализации личностно-профессиональных проблем; формирования субъекта самопреобразующей деятельности; задания ориентировочной основы самопреобразующих действий; формирования операционально-технической составляющей самопреобразующей деятельности; перехода от внешних материализованных к внутренним психологическим действиям. На основании данного алгоритма была разработана типовая структура технологического модуля.
Типовая структура развивающего модуля
Содержание обучения в ходе развивающих тренингов необходимо группировать по следующим основным направлениям:
1) Формирование субъекта саморазвития: отладка процесса мотивации и целеполагания: проработка целей саморазвития (уточнение, прояснение, описание признаков достижения), конкретизация задач, смысловое обоснование цели, планирование; актуализация процессов самоидентификации; достижение позитивного самовосприятия;
2) Повышение аутосензитивности: снижение порогов чувствительности (абсолютных и дифференциальных) к собственным психическим процессам и эмоциональным состояниям, ценностно-смысловым оттенкам, характерологическим проявлениям, смысложизненным ориентациям;
3) Повышение инструментальной гибкости в развиваемой области: размягчение привычных стереотипных сценариев поведения, расширение диапазона готовых идей и доступных приемов – арсенала активно используемых средств саморазвития;
4) Обучение средствам управления психическими состояниями в развиваемой области: фиксирование состояний произвольности-непроизвольности поведения в развиваемой области, формирование навыков произвольного управления за счет первоначальной экстериоризации формируемого действия и дальнейшей интериоризации его во внутренний план;
5) Усиление общего личностного потенциала на базе развиваемого навыка: укрепление "личностной силы", центрирование Я как центра управления саморазвитием, обозначение перспектив дальнейшего личностного роста.
Особенности поведения руководителя группы аутопсихологического тренинга
Руководителем группы АПТ (ведущим, фасилитатором) может быть специалист в области акмеологии, психологии развития, психологии личности, принимавший участие в аутопсихологическом тренинге в качестве участника и прошедший соответствующую целевую подготовку. Ведущий является ответственным за развитие психологического климата в группе, направляет процессы групповой динамики, предоставляет каждому участнику равные возможности для участия в тренинге. Он избегает авторитарных методов управления, подавления инициативы участников, по мере возможности сам принимает участие в упражнениях, руководит группой как бы изнутри. Главная задача руководителя – создавать ситуации, стимулирующие участников активно заниматься саморазвитим. Однако это не означает, что руководитель пускает развитие событий в группе на самотек. Он постоянно следит, чтобы группа или отдельные участники не отошли от выполнения упражнений, следит за действиями и высказываниями членов группы, их настроением и самочувствием. Руководитель должен обеспечить включенность каждого участника в группу. "Включенность" означает, что каждый участник проявляет внутреннюю и внешнюю активность, обеспечивая достижение положительных результатов. Она достигается созданием у каждого участника группы соответствующей мотивации (успех тренинга полностью зависит от наличия мотивации самоизменения). Если во время занятий у участника отсутствует доверие к предлагаемым ситуациям и упражнениям, или если занятия лишь удовлетворяют его любопытство, человек остается пассивным наблюдателем и не получает от тренинга ожидаемой пользы.
|
|
Успешному выполнению функций ведущего способствует одновременное сочетание ролей – участника и ведущего, а также способности:
– быть самим собой (ничто так не способствует развертыванию группового процесса как искреннее выражение ведущим своих эмоций, своего отношения к ситуации).
– принимать группу, какой она есть, умение доверять групповому процессу, одинаково относиться и к тому процессу, который кажется успешным, и к тому, о котором этого сказать невозможно.
– сохранять самообладание в различных неожиданных ситуациях.
– эмпатического слушания и понимания.
Основные этапы тренинга
Проведение аутопсихологического тренинга (вне зависимости от конкретных целей, задач контингента) с необходимостью включает три основных этапа.
|
|
– подготовки;
– проведения цикла занятий;
– анализа и оценки опыта тренинга и его эффективности.
Остановимся подробнее на каждом из них.
Предварительный этап – этап подготовки аутопсихологического тренинга
На этом этапе предстоит составить программу тренинга с учетом заказа (что подлежит совершенствованию) и специфики профессиональной деятельности предполагаемых участников тренинга. По цели программы аутопсихологического тренинга можно разделить на два класса:
– Специализированный тренинг;
– Универсальный тренинг.
Первый направлен на выработку умений в определенной сфере саморазвития (например, повышение стрессоустойчивости, толерантности к неопределенности и экстремальности, управления временным ресурсом и т.п.).
Второй предполагает формирование базовых навыков самоуправления: в эмоциональной сфере - снятие мышечной и психической напряженности, обучение навыкам позитивного самопринятия и др.; в когнитивной сфере – обучение приемам улучшения памяти, концентрации внимания, гибкости мышления, креативности, речевой гибкости и др.; в мотивационно-смысловой сфере – обучение приемам осознания и формулирования целей, наращивания побудительности цели, личностной гибкости и др.
Формирование тренинговой группы
Группа формируется по принципам:
– гетерогенности: разный пол, возраст, степень знакомства;
– проблемности (для специализированного тренинга): отбор участников в специализированную группу производится на основе предварительного тестирования и индивидуального собеседования в ходе которых подтверждается наличие конкретной личностно-профессиональной проблемы и желание ее скорректировать (незнание технологий карьерного роста, заниженная самооценка, неумение работать в условиях дефицита времени и др.).
– Общее количество членов группы не должно превышать 12 человек.
– Ведущий должен не допустить в тренинговую группу лиц, особенности характера которых могли бы отрицательно повлиять на других участников (невротизм, замкнутость, раздражительность, истероидность и др.).
– Каждый участник должен дать согласие на работу в группе тренинга.
Организационные вопросы
Цикл групповых занятий рассчитан на 10 – 20 академических часов, средняя продолжительность каждого занятия 3,5 – 4 часа. Между занятиями предпочтительны непродолжительные перерывы (1 – 2 дня).
Основной этап проведения тренинга