чайшей телесной самораспространяющейся субстанции и одновременно как первичной форме и энергии. Для возникновения мира достаточно предположить создание богом одной единств. точки, формой к-рой является свет и самораспространение к-рой производит видимую нами Вселенную. Граница Вселенной — крайний предел возможного распространения этой точки; эта граница, твердь, отражает свет, и отражённый свет в обратном движении организует всю Вселенную, образуя небесные сферы и сферы элементов, причём действия всех высших сфер концентрируются в Земле.
Свет предстаёт у Р. Г. как универс. носитель всякого действия во Вселенной. Законы распространения света (т. е. законы геометрич. оптики) выступают как законы движения и распространения сил и взаимодействий; отсюда настаивание на первостепенном значении математики (прежде всего геометрии) для изучения природы.
Первый свет — это также и первопричина сущего. В «метафизике света» Р. Г. воспроизводится восходящее к неоплатонизму учение патристики о том, что бог есть свет. Свет оказывается посредником между чистой духовной и материальной субстанциями: через свет высшая часть души (intelligentia), не связанная с телом, оказывает воздействие на него.
|
|
Для интеллигибельного мира духовный свет то же, что телесный свет для чувств. вещей. Когда высшая часть души совершенно чиста, т. е. не замутнена телесными проявлениями, первый свет и заключённые в нём как первопричине божеств. идеи сотворённых вещей созерцаются непосредственно. Однако человеч. познание может осуществляться и менее совершенным образом: из эмпирич. опыта восстанавливаются сущности материальных вещей, и в них как в отображении усматриваются вечные идеи. Познание сущности вещей происходит посредством абстракции. Эта операция, описываемая Р. Г. в соответствии с аристотелевской теорией познания, начинается с чувств. познания и состоит в последоват. отделении (абстрагировании) акциденций, приводящем в итоге к знанию субстанции. Подчёркивая важность опытного познания и математики в изучении природы, Р. Г. предвосхищает естеств.-науч. тенденции последующих веков.
• The writings of Robert Grosseteste, ed. by S. H. Thomson, Camb., 1940.
• B a u r L., Die Philosophie des Robert Grosseteste, Münster, 1917; С r o m h i е А. С., Robert Grosseteste and the origins of experimental science, Oxf., 1953; Robert Grosseteste, scholar and bishop, ed. by D. A. Callus, Oxf., 1955.
РОБИНЕ (Robinet) Жан Батист Рене (23.6.1735, Ренн,— 24.1.1820, там же), франц. философ-материалист. Учился в иезуитском коллеже. Порвав с иезуитами, Р. издал осн. произв. «О природе» (1761—66, рус. пер. 1935), к-рое ввело его в среду деятелей Просвещения. Выпустил 4 тт. комментариев на словарь П. Бей-ля, 5 тт. дополнений к «Энциклопедии» Дидро. Р. приветствовал Великую франц. революцию и в начальный её период участвовал в политич. борьбе. Перед смертью по настоянию церкви Р. подписал отречение от своих взглядов. Филос. воззрения Р. сформировались под влиянием Декарта, Локка, Лейбница, Кондильяка. Материалистич. взгляд на мир Р. сочетал с деизмом. Материю считал одушевлённой (гилозоизм): все тела природы обладают животными функциями — питанием, ростом, размножением. Рассматривая природу как лестницу существ. на вершине к-рой находится человек, Р. в нек-рой мере предвосхитил эволюц. теорию. Стремление построить законченную филос. систему, умозрительность рассуждений, использование схолас-тич. определений и понятий сближает Р., к-рый, по словам Маркса и Энгельса, «... сохранил ещё связь с метафизикой...» (Соч., т. 2, с. 145), с философией 17 в. В то же время критика Р. религии и защита сенсуализма были сочувственно встречены просветителями (Дидро
|
|
РОБИНЕ
и др.). Органистич. идеи Р. оказали влияние па натурфилософию Шеллинга и частично Гегеля.
• В рус. пер.— Филос. рассуждение о человеке и его превосходствах..., Воронеж, 1800.
* В а с и л ь е в С. Ф., Ж. Б. Р. и его философия, в его кн.: Из истории науч. мировоззрений, М.—Л., 1935; Луппол И. К., Историко-филос. этюды, М.— Л., 1935, с. 136—65; С и т к о в-ский Е., Философия Ж.. Б. Р., М., 1936; А l b er t R., Die Philosophie Kobinets, [Lpz.J, 1903.
РОД, см. в ст. Вид и род,
РОД, группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии (материнской или отцовской), но большей части осознающих себя потомками общего предка (реального или мифического), носящих общее родовое имя; в Р. соблюдалась экзогамия. Возникает Р. из «первобытного человеч. стада», вероятнее всего, на рубеже ниж. и верх. палеолита. В силу закона экзогамии Р. не могли существовать изолированно, а с самого начала объединялись в племена (см. Племя). Первоначально племя состояло из двух связанных брачными отношениями Р. Позднее вследствие разделения последних в племя стало входить большее число Р., объединявшихся во фратрии.
Ф. Энгельс, опираясь на большой фактич. материал в области истории, этнографии и археологии и в особенности на работы Л. Г. Моргана, впервые дал науч. мате-риалистич. освещение истории человечества на ранних этапах его существования. В частности, он вскрыл сущность родового строя с такими характерными его чертами, как первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классов, моногамной семьи и т. д.
Согласно одной из распространённых в сов. науке т. зр. родовое общество проходит последовательно два этапа развития — эпоху материнского и эпоху отцовского Р. В материнском Р. производств. отношения людей, как правило, совпадали с отношениями между кровными родственниками. Р. в это время был эконо-мич. и социальной ячейкой первобытного общества. Переход ко второму этапу родового строя — эпохе отцовского Р. связан с тем, что экономич. ячейкой общества становится большая патриархальная семья. Р. сохраняет преим. брачно-регулирующие и религ.-обрядовые функции. К этому времени относится и начало разложения родовых отношений и постепенная смена их территориальными. Живущие рядом патриархальные семьи разных Р. образуют соседскую общину. Складывается малая семья как экономич. ячейка общества. Все эти изменения постепенно приводят к окончательному распаду родовых отношений, к-рые сменяются классовыми.
Согласно другой т. зр. уже на раннем этапе родовых отношений Р. не был производств. ячейкой, а имел гл. обр. лишь брачно-регулирующие функции. При этом Р. выступал в материнской или отцовской форме в зависимости от конкретных условий, а не от этапа развития. Экономич. ячейкой общества и важнейшим социальным организмом была община, включавшая в силу закона экзогамии представителей разных Р.
|
|
• Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана «Древнее общество», в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 9, [M.J, 1941;Эн-гельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 21; его же, К истории первобытной семьи (Бахофен, Мак-Леннан, Морган), там же, т. 22; Морган Л. Г., Древнее общество..., пер. с англ., Л., 19352; Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П., История первобытного общества, М, 19742; Первобытное общество, М., 1975; Б о p и с к о в-ский П. И., Древнейшее прошлое человечества, Л., 19792 Файнберг Л. А., У истоков социогенеза, М., 1980.
РОДЖЕРС (Rogers) Карл (р. 8.1.1902, Ок-Парк, Иллинойс), амер. психолог, один из лидеров «гуманистич. психологии». Основатель т. н. ненаправленной, или «центрированной на клиенте», психотерапии, при к-рой врач, вступающий в глубоко личностный контакт с пациентом, видит в нём не больного, а «клиента», берущего на себя ответственность за решение собств. проблем путём активизации творч. начала своего «Я». В своей теории личности Р. различает две системы регуляции поведения: организм, стремящийся сохранить
и усилить себя; «Я» личности как особая область в поле опыта индивида, к-рая складывается из системы восприятий и оценок личностью своих черт и отношений к миру. При жёсткой структуре «Я» не согласующийся с ней опыт воспринимается как угроза личности и при споём осознании либо подвергается искажению, либо иовсе отрицается. Цель ненаправленной психотерапии — так перестроить структуру «Я» личности, чтобы она стала гибкой, открытой по отношению ко всему опыту. Представляемая Р. т. н. экзистенциальная, или «гу-манистич.», психологич. сложившаяся под влиянием иррационалистич. философии экзистенциализма, приобрела в 1950—60-х гг. широкую популярность в США и претендует на роль «третьей силы» (наряду с фрейдизмом и бихевиоризмом) в исследовании человеч. поведения.
• Psychotherapy and personality change, Сhi., 1954; A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, в кн.: Koch S. (ed.), Psychology, v. 3, N. Y., 1959; Freedom of personality, N. Υ., 19722.
|
|
• Б о ж о в и ч Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968; Hall С. S., L i n d z eу G., Theories of personality, N. Υ., 19702.
РОЗЕНТАЛЬ Марк Моисеевич [6(19).2.1906, с. Устье Подольской губ., ныне Винницкой обл.,— 2.2.1975, Москва], сов. философ, засл. деят. науки РСФСР (1966), проф. (1940). Чл. КПСС с 1925. Окончил Ин-т красной профессуры (1933). С 1933 вёл науч.-исследоват. и пре-подават. деятельность. В 1933—41 зам. ответств. ред. журн. «Лит. критик». С 1946 работал в Академии обществ.
наук при ЦК КПСС. Осн. работы в области диалектического материализма, эстетики, истории философии.
* Против вульгарной социологии в лит. теории, М., 1936; Материалистич. диалектика, [М.], 1937;. Филос. взгляды Н. Г. Чернышевского, М., 1948; Марксистский диалектич.метод, [М.], 1951; Принципы диалектич. логики, М., 1960; Ленин и диалектика, М., 1963; Ленинская теория познания и её совр. развитие, М., 1965; Диалектика «Капитала» Маркса, М., 1967; Диалектика ленинского исследования империализма и революции, М., 1976.
РОЗМИНИ-СЕРБАТИ (Rosmini Serbati) Антонио (25. 3.1797, Роверето,— 1.7.1855, Стреза), итал. философ и теолог, обществ. и церк. деятель. Активный участник движения за воссоединение Италии (Рисорджименто); его соч. «Пять язв святой церки» («Delle cinque piaghe della santo Chiesa», 1848, переизд. 1966), содержавшее программу либер. конституц. реформ, было занесено в1849 в папский «Индекс запрещённых книг». В философии Р.-С. принадлежит одна из наиболее влиятельных в католицизме (наряду с неотомизмом) попыток освоить проблематику новой европ. философии — особенно нем. классич. идеализма и прежде всего Канта — с позиций платонизма и августинианства. Кантовские априорные формы познания сводятся Р.-С. к данной от бога врождённой идее потенциального бытия бога («Новый опыт о происхождении идей»—«Nuovo saggio sull' origine delle idee», v. 1—4,1830). В 20 в. идеи Р.-С. явились одним из истоков т. н. христ. спиритуализма — идеалистич. филос. течения, особенно влиятельного в Италии (Μ. Ф. Шакка и др.).
* Edizione nazionale delle opere, v. l—48, Rоmа — Padova, 1934—76—; Epistolario filosofico, Trapani, 1968. * Э p н В. Ф., Розмини и его теория знания, M., 1914; S с i-acca M. F., Interpretazioni rosmmiane, Mil., 19632; B e r-g a m a s с h i C., Bibliografia rosminiana, v. 1—2, Mil., 1967; его же, Bibliografia degli scritti editi di A. Rosmini Serbarti, v. 1—2, Mil., 1970.
POЙC (Royce) Джосайя (20.11.1855, Грасс-Валли, Калифорния,— 14.9.1916, Кембридж, Массачусетс), амер. философ-идеалист. Испытал сильное влияние Канта и Гегеля, а также англ. неогегельянца Т. Грина. Р. развивал концепцию «абс. волюнтаризма», согласно к-рой отд. личности в совокупности составляют «универс. сообщество», выполняющее волю «абс. личности», влекущей людей в потусторонний мир «божеств. гармонии». Индивиды, по Р., объединяясь в политич., экономич. и религ. сообщества, образуют «совершенный порядок». Амер. бурж. гос-во Р. считал воплощением воли «абсолюта», а высшей добродетелью — «лояльность» по от-
ношению к существующему строю. В противоположность Джемсу считал, что под религ. веру невозможно подвести практич. основание: её следует выводить из философии абс. идеализма. Р. принадлежат также работы по математич. логике и основаниям математики. Оказал влияние на амер. цеонрагма-тизм и персонализм.
* The religious aspect of philosophy, Boston — N. Y., 1885; The world and the individual, ser. 1—2, N. Y.—L., 1900—01; Lectures of modern idealism, Hew Haven — L.— Oxf., [1934]; The letters of J. Royce, ed. by J. Clendenning, Chi.— L., 1970. • Богомолов А. С., Бурж. философия США 20 в., М., 1974, с. 24—35; В u r a n e l l i V., Josiah Royce, N. Υ., [1964]
РОК, см. Судьба.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ, совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. В ролевом описании общество или любая социальная группа предстаёт в виде набора определ. социальных позиций (рабочий, учёный, школьник, муж, солдат и т. д.), находясь в-к-рых человек обязан повиноваться «социальному заказу» или ожиданиям (экспектациям) др. людей, связанных с данной позицией. Выполняя этот «социальный заказ», человек осуществляет один из неск. возможных вариантов исполнения Р. с. (скажем, ленивого или старательного ученика и т. п.).
Понятие Р. с. было предложено независимо друг от друга амер. социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х гг., причём первый трактовал Р. с. как едини- цу обществ. структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, второй — в плане непосредств. взаимодействия людей, «ролевой игры», в ходе к-рой, благодаря тому, что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение Р. с. как «динамического аспекта статуса» закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Парсонсом, Радклифф-Брауном, Мертоном. Идеи Мида получили развитие в интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода объединяет представление о Р. с. как об узло-вой точке, в к-рой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности людей сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от чего происходит отбор людей на те или иные Р. с. Разумеется, в действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные Р. с. оказываются· плохо совместимыми.
В новейших зап. социологич. и психологич. теориях заметно стремление преодолеть присущее Р. с. «робото-образное» представление о человеке как культурно и социально запрограммированном существе. Отсюда призывы вернуться к исследованию субъективных детерми-нант поведения человека, его «внутр. сущности» (Роджерс, Маслоу — США).
Появление понятия Р. с. отражало прогрессивную тенденцию перехода от индивидуалистич. интерпретации личности к пониманию её как социального феномена. Оно употребляется и в марксистской социологии, и психологии. Маркс ещё в 19 в. подчёркивал безлично-ролевой характер обществ. отношений и одновременно возражал против индивидуалистич. теорий личности и самосознания. Однако марксистское понимание Р. с. отличается от функционалистского или интеракционистского. При анализе социальной структуры общества марксизм придаёт решающее значение классовой структуре, по отношению к к-рой др. Р. с. выступают как производные или второстепенные. Имея в своей основе статич. модель общества, ролевой подход