Занятие проводится в форме проблемного семинара.
Вопросы:
1. Причины реформ в оценке античных авторов.
2. Аграрная реформа Тиберия Гракха. Борьба противников и сторонников реформы.
3. Реформы Гая Гракха и их социально-политическая направленность.
4. Причины поражения аграрного движения и его значение.
5. Аграрный закон 111 года до н.э.
Литература:
1) История Древнего Мира. Кн.3. Упадок древних обществ. - М., 1989.
2) История Древнего Рима / под ред. В.И.Кузищина. - М., 2000.
3) Хрестоматия по истории Древнего Рима / под ред. В.И.Кузищина. - М., 1987. – С. 85-112.
Дополнительная литература:
1. Кузищин, В.И. Генезис рабовладельческих латифундий в Италии (II в. до н.э.
2. – I в. н.э.) / В.И. Кузищин. - М.: Издат. МГУ, 1976.
3. Утченко, С.Л. Кризис и падение Римской республики / С.Л. Утченко. - М., 1965.
Проблемно-логические задания:
· Докажите тезис, что именно условия политической борьбы превратили Тиберия из мирного реформатора в радикального политика, готового на революционные шаги.
· Сравните методы борьбы применявшиеся сторонниками и противниками Гракхов.
|
|
Темы устных сообщений:
Армия римской республики во II в. до н.э.
Реформы Гая Мария.
Тема семинарского занятия № 14.
Развитие земледелия в Италии в II – I вв. до н.э.
Занятие проводится в форме семинара-беседы.
Вопросы:
1. Формирование крупного землевладения в Италии.
2. Организация крупного хозяйства с использованием труда рабов во II веке до н.э.
3. Изменения в организации крупного рабовладельческого хозяйства в I веке до н.э.
Литература:
1) История Древнего Рима / под ред. В.И. Кузищина. М., 2000.
2) Кузищин, В.И. Римское рабовладельческое поместье II в. до н.э. – I в. н.э. / В.И. Кузищин. - М., 1973.
3) Кузищин, В.И. Античное классическое рабство как экономическая система / В.И. Кузищин. - М.: Издат. МГУ, 1990.
4) Кузищин, В.И. Генезис рабовладельческих латифундий в Италии (II в. до н.э. – I в. н.э.) / В.И. Кузищин. - М.: Издат. МГУ. 1976.
Проблемно-логические задания:
· Сравните патриархальное рабство и классическое.
· На примере рабов в Италии покажите разницу между сословным и классовым делением.
· Каковы недостатки рабского труда, которые должны были со временем сказаться на развитии экономики Италии.
Тема устного сообщения:
Развитие античной агрономической науки.
Тема семинарского занятия № 15.