По принципу работы передачи разделяют на:
· передачи зацеплением (зубчатые, червячные, цепные передачи, передача винт-гайка);
· передачи трением (фрикционные, ременные).
Кроме того, их также разделяют на:
· передачи с непосредственным контактом (зубчатые, червячные, фрикционные);
· передачи с использованием промежуточного звена (цепные, ременные).
Передачи, уменьшающие частоту вращения, называются понижающими, увеличивающие частоту вращения называются повышающими. В технике в основном применяют понижающие передачи.
Различают также силовые и кинематические передачи.
В зависимости от назначения передачи выполняют с постоянным или с переменным (регулируемым) передаточным числом. В последнем случае применяют ступенчатое или бесступенчатое регулирование. Ступенчатое регулирование дешевле и осуществляется более простыми и надежными механизмами. Бесступенчатое регулирование вследствие возможности выбора оптимального режима способствует повышению производительности и качественных показателей работы машины. Кроме того, оно благоприятно для автоматизации и управления на ходу, но, как правило, более дорогое и менее надежное.
Виды механических передач:
· Зубчатые передачи – передачи зацеплением с непосредственным контактом: цилиндрические (рис. 1.1 а) – с параллельными осями вращения; конические (рис. 1.1 б) – с пересекающимися осями; червячные (рис. 1.1 г) – зубчато-винтовые; винтовые (рис. 1.1 в) и гипоидные (рис. 1.1 е) – со скрещивающимися осями; планетарные – оси вращения части колес являются подвижными; волновые; реечные (рис. 1.1 д) – для преобразования вращательного движения в поступательное (или наоборот).
а | б | |||
в | ||||
г | д | е | ||
Рис. 1.1. Виды зубчатых передач | ||||
· Цепные передачи (рис. 1.2 а) – передачи зацеплением с промежуточным звеном – цепью;
· Фрикционные передачи – передачи трением с непосредственным контактом между дисками: цилиндрические или конические;
· Ременные передачи (рис. 1.2 б) – передачи трением с промежуточным звеном – ремнем;
а | б |
Рис. 1.2. Цепная (а) и ременная (б) передачи |
Передачи зацеплением отличаются надежностью, компактностью, отсутствием проскальзывания, но они дороги, требуют высокой точности изготовления, создают шум в зацеплении при высоких скоростях. Передачи трением отличаются плавностью работы, отсутствием шума, дешевле в изготовлении, но обладают большими габаритами и более низкой долговечностью.