1. Определим предельную ставку (ПС), по которой могут быть рассчитаны проценты в целях налогообложения.
Поскольку по условиям договоров процентная ставка является фиксированной, а ставка рефинансирования Банка России на дату привлечения заемных средств по всем договорам составила (условно) 8%:
ПС = 8% x 1,8 = 14,4%.
Примечание
Информацию о размере ставки рефинансирования, которая действовала в соответствующем периоде, вы можете узнать в разделе "Ключевая ставка и процентная ставка рефинансирования (учетная ставка), установленные Банком России" Справочной информации.
2. Сравним фактическую ставку, по которой начисляются проценты (ФС) по каждому долговому обязательству, с предельной ставкой процентов (ПС).
Номер договора | Результат сравнения ФС и ПС | Ставка, по которой надо рассчитывать проценты в целях налогообложения |
1 | 15 > 14,4 | 14,4 |
2 | 23 > 14,4 | 14,4 |
3 | 18 > 14,4 | 14,4 |
4 | 13 < 14,4 | 13 |
Таким образом, расчет суммы процентов, учитываемых в целях налогообложения, по договорам займа N N 1, 2, 3 организации следует производить исходя из предельной ставки, а по договору N 4 - из фактической ставки.
3. Рассчитаем сумму фактических процентов по договорам и сумму процентов, которую можно включить в расходы.
Номер договора | Сумма займа, руб. | Период пользования | Количество дней | ФС, % | Ставка для целей налогообложения, % | Сумма фактических процентов, руб. (гр. 2 x гр. 5 / 365 дн. x гр. 4) | Сумма процентов для целей налогообложения, руб. (гр. 2 x гр. 6 / 365 дн. x гр. 4) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | 500 000 | с 10.01 по 31.01 | 21 | 15 | 14,4 | 4315,1 | 4142,5 |
с 01.02 по 28.02 | 28 | 5753,4 | 5523,3 | ||||
с 01.03 по 31.03 | 31 | 6369,9 | 6115,1 | ||||
2 | 485 000 | с 15.01 по 31.01 | 16 | 23 | 14,4 | 4889,9 | 3061,5 |
с 01.02 по 28.02 | 28 | 8557,3 | 5357,6 | ||||
с 01.03 по 31.03 | 31 | 9474,1 | 5931,6 | ||||
3 | 490 000 | с 23.01 по 31.01 | 8 | 18 | 14,4 | 1933,2 | 1546,5 |
с 01.02 по 28.02 | 28 | 6766,0 | 5412,8 | ||||
с 01.03 по 31.03 | 31 | 7491,0 | 5992,8 | ||||
4 | 505 000 | с 25.01 по 31.01 | 6 | 13 | 13,0 | 1079,2 | 1079,2 |
с 01.02 по 28.02 | 28 | 5036,2 | 5036,2 | ||||
с 01.03 по 31.03 | 31 | 5575,8 | 5575,8 | ||||
Итого за I квартал | 67 241,1 | 54 774,9 |
В данном случае величина постоянного налогового обязательства составит 2493,24 руб. ((67 241,1 руб. - 54 774,9 руб.) x 20%).
На основе полученных результатов мы можем сделать следующие выводы:
- способ расчета "исходя из среднего уровня процентов" более трудоемкий по сравнению со способом "исходя из ставки рефинансирования" (в примерах пять действий для получения конечного результата против трех);
- способ расчета "исходя из среднего уровня процентов" более выгодный по сравнению со способом "исходя из ставки рефинансирования" (в первом случае сумма отклонения фактических процентов от процентов, включенных в расходы, составила 2391,9 руб. (67 241,1 руб. - 64 849,2 руб.), во втором - 12 466,2 руб. (67 241,1 руб. - 54 774,9 руб.), разница - 10 074,3 руб. (12 466,2 руб. - 2391,9 руб.));
- способ расчета "исходя из среднего уровня процентов" более рискованный по сравнению со способом "исходя из ставки рефинансирования": закон не устанавливает четких границ критериев сопоставимости, поэтому существует вероятность возникновения споров с налоговыми органами. Отметим, что доказывать факты существенного отклонения включенных в расходы процентов от среднего уровня процентов и отсутствия сопоставимых долговых обязательств должны налоговые органы (п. 1 ст. 65 АПК РФ, Постановление ФАС Московского округа от 18.07.2005 N КА-А40/6363-05).