Важное место в структуре самосознания занимает самооценка. С.Л. Рубинштейн писал, что развитие самосознания проходит ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой.
И.И. Чеснокова, напротив, рассматривает содержание самооценки как самый важный и устойчивый компонент, становящийся необходимым внутренним психологическим условием тождественности личности, ее константности. Большинство исследователей этого понятия указывают на формирование самооценки из единства двух факторов – рационального (знание о себе) и эмоционального (оценки этих знаний). При этом самооценка даже психически здорового человека может характеризоваться в параметрах ее высоты, устойчивости, дифференцированности, осознаваемости и некоторых других.
Самооценочные представления могут дифференцироваться либо по сфере проявлений человека – социальное Я, духовное Я, физическое Я, интимное Я, публичное Я, моральное Я., семейное Я и т.д. либо на временном континууме – Я в прошлом, Я в настоящем, либо по какому-то иному существенному признаку. С точки зрения ориентации на психологическую помощь, важно знать, в какой именно сфере деятельности человек переживает себя состоятельным или несостоятельным.
|
|
По мнению Е.Т. Соколовой, устойчивость системы самооценки может быть понята как динамическое равновесие системы оценок со стороны и самооценок человека. Изменение любого звена этого целого приводит к переструктуированию отношений внутри человека и обусловливает возникновения нового равновесия.
Решающее влияние на формирование самооценки у ребенка оказывают отношения окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов. У взрослого человека в основе самооценки лежит иерархия его ценностей.
Основным механизмом формирования самооценки является рефлексия – свойство психики отражать собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями, обращение сознания на само себя либо, в более узком личностном плане – стремление к постоянному анализу своих мыслей, поступков, эмоций. Но рефлексия - это не только самопонимание и самопознание. Оно включает и такие процессы, как понимание и оценка другого (удвоенный, а иногда и утроенный процесс зеркального отражения друг друга)
Он целовал вас, кажется?
Боюсь, что это так.
Но как же вы позволили?
Ах, он такой чудак!
Он думал что уснула я,
И все во сне стерплю.
Или думал, что я думала,
Что думал, он я сплю.
Р. Бернс (пер. С.Я. Маршак)
С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей на всех уровнях организации вплоть до общечеловеческих. Отрефлексировать что-то – это значит «пережить», «пропустить через свой внутренний мир» «оценить», осознать свой внутренний опыт.
Таким образом, нарушения в структуре самосознания и его функционирования являются одной из причин психологических проблем и содержанием некоторых форм психических расстройств.