Основы классно-урочной формы обучения были разработаны и испытаны страсбургским (Франция) педагогом Иоганнесом Штурмом, а теоретически обоснованы и популяризированы Яном Амосом Коменским. И хотя за прошедшее время в усовершенствование классно-урочной системы вложили силы и талант многие дидакты и методисты, она — при несомненных достоинствах — не лишена известных недостатков.
Урок является основной формой организации учебной работы учебных заведениях НПо
В зависимости от дидактических целей учебные занятия по теоретическому обучению делятся на следующие основные типы:
урок приобретения учащимися новых знаний (основное место занимает изучение нового материала);
урок формирования умений и навыков (главный этап и основная часть учебного времени — самостоятельная работа учащихся);
урок применения знаний на практике (чаще всего на занятиях по технологическому проектированию, расчетам, моделированию и конструированию);
урок повторения, систематизации и обобщения знаний (в центре урока — повторение материала, направленное на формирование системы знаний, что требует от педагога особенно тщательной подготовки);
|
|
комбинированный урок (при его проведении решаются разнообразные дидактические задачи, что делает этот тип урока одним из ведущих в трудовом обучении);
совмещенный (так называемый бинарный) урок, — педагогическая сущность которого заключается в совмещении изучения взаимосвязи материала специального предмета (специальной технологии) и производственного обучения; такой урок проводится совместно мастером и преподавателем специальной технологии.
Естественно, у каждого типа урока имеются различия по построению, вместе с тем любое теоретическое занятие, как правило, включает:
1) организационно-подготовительную часть;
2) теоретическую часть;
3) практическую часть;
4) организационно-заключительную часть.
Классификацию уроков производственного обучения можно представить по следующим типам:
вводный урок — занятие ознакомительно-информационного характера, связанное, как правило, с первоначальным знакомством содержания будущей профессии, правилами поведения в мастерских или на предприятии, спецификой предстоящих работ и т.п. (проводится обычно в начале учебного периода);
урок по изучению трудовых приемов и операций — занятие по формированию у учащихся первоначальных профессиональных умений;
урок по выполнению комплексных работ — занятия, на которых при выполнении простых или сложных работ комплексного характера формируются, закрепляются и совершенствуются умения, характерные для профессии;
|
|
урок по проверке знаний, навыков и умений учащихся — контрольно-проверочный.
Возможное разнообразие занятий по производственному обучению характеризует приведенный ниже целый арсенал видов уроков:
урок-конкурс профессионального мастерства;
урок-зачет;
урок-практикум (самостоятельная работа учащихся);
семинар производственного обучения;
производственная конференция;
производственная экскурсия;
урок инструктирования;
урок — праздник первой детали;
урок с участием новаторов производства;
урок изобретательства и рационализации;
урок-аукцион ученических изделий;
урок-отчет;
урок «деловая игра» и т.д.