Изменения системы платежей в бюджет СССр в 1965 г

Согласно проведенной в 1965 г. экономической реформе платежи из прибыли стали ч е т ы р е х в и д о в.

Первый вид- отчисления от прибыли вносили в бюджет предприятия, не переведенные на условиях хозяйственного расчета.

Второй вид- плата за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства (плата за фонды). Ее вносили предприятия, переведенные на хозяйственный расчет. Плата за фонды вносилась в соответствующий бюджет по нормам, выраженным в % к средней стоимости производственных фондов. Стоимость этих фондов оценивалась по балансовой стоимости. Нормы платы за фонды устанавливались на ряд лет.

Третий вид- фиксированные (рентные) платежи вносили в бюджет предприятия, добывающие и перерабатывающие полезные ископаемые. Для добывающих предприятий фиксированные платежи устанавливались в твердой сумме (в рублях с тонны руды, нефти и т. д.), для перерабатывающих предприятий- либо в твердой сумме, либо в % к стоимости реализованной продукции или к прибыли.

Четвертый вид- свободный остаток прибыли. Он образовывался после выплаты из прибыли первоочередных платежей (платы за фонды, фиксированных платежей), % за банковский кредит, сумм, направляемых на образование фондов экономического стимулирования предприятий и др. плановых затрат.

Налог с оборота стал твердо фиксированным централизованным доходом государства. Он мобилизовался в бюджет либо в виде разницы между оптовой ценой промышленности и оптовой ценой предприятия на продукцию, подлежащую обложению этим налогом, либо на основании ставок в рублях и копейках с единицы измерения продукции, либо в % к выручке от реализации. Налог с оборота был важным инструментом государственного регулирования рентабельности продукции предприятий. Кроме того, этот налог был основным источником регулирования территориальных бюджетов, куда он поступал по ежегодно утверждаемым нормативам отчислений в территориальный бюджет от суммы налога, мобилизуемой на территории административно- территориальной единицы.

Уже в первые годы советской власти в налоговую систему страны для обеспечения доходов бюджета были введены косвенные налоги.

В период новой экономической политики вновь были введены акцизы. Главным отличием их от дореволюционной системы акцизов было государственное регулирование розничных цен и обложение в основном товаров, не являющихся товарами первой необходимости, и предметов роскоши. Акцизы в бюджет вносили предприятия. Это давало возможность государству осуществлять межотраслевые и межтерриториальные перераспределения финансовых ресурсов. С расширением государственного сектора в народном хозяйстве роль акцизов снижается, в!930 г. они были отменены.

В начале 20 в. до первой мировой войны финансовое положение России было довольно устойчивым. По бюджетной росписи на 1914 г. доходы были определены в сумме 3522 млн. руб., расходы- 3303 млн. руб. Однако мировая война, революция, гражданская война губительно сказались на экономике, включая финансы.

В период НЭПа была сделана попытка установить налоговую систему. Однако вскоре финансовая система нашей страны эволюционировала в направлении противоположном процессу мирового развития. От налогов она перешла к административным мерам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет.

Процесс возрождения налоговой системы России был начат одновременно с переходом экономики к рыночным отношениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: