Необходимость разработки стратегии НИОКР

Стратегия НИОКР решает вопросы научно-технической политики предприятия и должна определять и координировать решения по созданию нового продукта и внедрению прогрессивных технологий, что является особо актуальным в конкурентной борьбе. Можно рассмотреть базовые стратегии НИОКР:

1) оборонительная – направлена на сохранение собственных позиций на рынке и включает технологические решения, поддерживающие жизненный цикл продукта, а также создание схемы ведения кратко- или долгосрочной конкурентной борьбы.

2) наступательная – направлена на разработку новых технологических решений для реализации стратегии роста;

3) оборонительно-наступательная – их могут себе позволить большие предприятия, которые имеют возможности развития нескольких направлений деятельности и перехода при необходимости от одного к другому.

При разработке стратегии НИОКР важно правильно распределить средства по структурным составляющим: на экспериментальную базу, на выведение продукта в производство (опытные партии), на массовое производство нового продукта. Кроме того, следует определить характер НИОКР: это будут собственные разработки (собственными силами) или покупка лицензий, патентов, ноу-хау.

Можно выделить следующие стратегические направления относительно НИОКР:

1) технологическое прогнозирование и планирование;

2) структура НИОКР;

3) управление НИОКР.

Технологическое прогнозирование – часть анализа внешней среды, которая рассмотрена раньше и которая дает информацию о новых открытиях в отрасли, о временных горизонтах в технологиях, о технологических прорывах и т.д.

Технологический план строится на следующих положениях:

1 – роль НИОКР в общей схеме хозяйственной деятельности;

2–распределение ресурсов внутри сферы научных исследований на экспериментальные работы и технологическую подготовку производства.

Средства, которые закладываются на НИОКР, являются индивидуальными для каждого предприятия и зависят от следующих факторов:

- отраслевая принадлежность (как правило, 1% от объемов производства);

- базовая стратегия предприятия – стратегия роста требует значительно больше затрат на НИОКР, чем стратегия стабилизации, а при стратегии выживания эти затраты сводятся к минимуму или не предусматриваются вообще;

- финансовые ресурсы, поскольку данный аспект деятельности играет ведущую роль для поддержания конкурентоспособности.

При составлении плана НИОКР необходимо учитывать особенности:

- рискованный характер вложений (7-9% идей доходят до массового производства);

- технологические прогнозы, как правило, более оптимистичны, чем реальная жизнь;

- при проведении НИОКР ресурсы (в основном финансовые) надолго выводятся из оборота, что приводит, как правило, к конфликту между НИОКР и др. направлениями деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: