· Концепция специализированного обучения;
· Концепция обучения, ориентированная на личность;
· Концепция многопрофильного обучения.
Концепция специализированного обучения. Обучение ориентировано на сегодняшний день или на ближайшее будущее и имеет отношение к соответствующему рабочему месту.
Такое обучение эффективно относительно небольшой отрезок времени, но с точки зрения работника способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.
Концепция обучения, ориентированная на личность имеет целью развитие личностных качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности.
Предметом обучения являются:
· Знания – получение теоретических, методических и практических знаний, необходимых работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте;
· Умения – способность выполнять обязанности, закрепленные за работником на рабочем месте; навыки – высокая степень умения применять полученные знания на практике;
|
|
· Навыки предлагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный контроль;
· Способность общения – совокупность действий, поступков индивида в процессе общения с окружающей средой, выработка характера поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым к рабочим местам, социальные отношения, коммуникабельность.
Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.
Цели профессионального обучения персонала (В. Бартц, Х.Шайбл)
С позиции работодателя:
· Организация и формирование персонала управления;
· Овладение умением определять, понимать и решать проблемы;
· Воспроизводство персонала;
· Гибкое формирование персонала;
· Адаптация;
· Внедрение нововведений.
С позиции наемного работника:
· Поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;
· Приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;
· Приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;
· Развитие способностей в области планирования и организации производства.