Ряду наук известно, что государство существовало не всегда. Люди, обладающие волей и сознанием, проживали в догосударственном состоянии. Этот строй назвали первобытнообщинным. Основа экономики при п-общ. строе - присваивающее хозяйство. Присвоение продуктов природы путем охоты, рыболовства и собирательства. Теория полов – разделение на мужчин и женщин. Человек не может жить один => в первобытном стаде – неупорядочен. половые связи. Появляются табу на половые связи с близкими родственниками => значит, люди обладали зачатками сознания. Значит - умеют накапливать знания, значит - умеют передавать знания в новое поколение и совершенствоваться. Существовала общественная иерархия: вожди - выделялись в жестких условиях жизни (в мирное время), военачальники - выделялись в военное время., жрецы, шаманы – группа лиц, объясняющая природные явления, старейшины – бывшие вожди и военачальники, воины – защита соплеменников.
4.Социальный строй и система управления в первобытном обществе. Первобытнообщинный строй – древний тип коллективного или кооперативного производства. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд человека становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей. Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда, а также добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.п.) принадлежало всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, распределение продуктов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным «коммунизмом», не результатом какого-либо обобществления, а естественным состоянием первоначально возникшей коллективности. В первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течении длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения, т.е. служили регулятором общественных отношений. Многие из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны с отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов. Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем: - они исходили от рода и выражали его волю и интересы; -они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев, не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени; -в то время не было никакого различия между правами и обязанностями членов родового общества: права воспринималось как обязанность, а обязанность как право. Следовательно, общественная власть и нормы поведения в эпоху догосударственного общества соответствовали уровню его экономического, социального, интеллектуального. культурного и духовного развития, зрелости самого человека.
|
|
|
|
5. Нормативные регуляторы в первобытном обществе. Жизнь общ-ва на ранних стадиях его развития строилась на началась ествест.самоуправления, кот-ое соответ-ло Ур-ю развития самого чел-ка как сущ-ва обществе-го. Но раз возникнув, гос-во становится основным инструментом цивилизов. организации общ. жизни и ее прогресса.Основой организации первобытного общ-ва была Община-род, племя. Род-это объединение людей, Основанное на кровном родстве,а также на общности имущ-ва и труда. Это личный, а на террит. союз. Власть носила сугубо общ-й хар-р.Она исходила от рода, кот-й непоср-но формировал органы самоупр-я. Властные ф-и осущ-ли все взрослые члены рода.Органами общ-й власти при первобытном общ-ве явл-сь родовые собрания, старейшины, военнонач. Спец. Аппарата, кот-й бы занимался только управ-м общ. делами в родовой организации не было. Все основные вопросы решались Нар.Собранием. В первобыт. общ-ве дей-ли опред.правила поведения соц.нормы. Ими были обычаи(истор. Сложившиеся правила поведения), они регулировали труд, быт членов рода, сем.отношения. Не было никакого различия между правами и общ-ми Членов род.общ.ва.
6. Закономерности происхождения государства. Процесс происхождения государства в большинстве случаев проходит ряд последовательных, тесно связанных и взаимно обусловленных стадий – это значит, подчиняются каким-то общим закономерностям.
Сюда относятся: 1) большие общественные разделения труда; 2) развитие регулярного товарообмена; 3) формирование качественного имущественного неравенства; 4) количественное имущественное неравенство; 5) противоположных и противоречивых интересов и социальной напряжённости в обществе; 6) территориальной соседской общины; 7) особой системы управления, не совпадающей с обществом. В некоторых случаях последовательность этих стадий может изменяться. Например, для восточного пути развития характерно в начале образование несовпадающее с общественной мыслью системы управления, монополизация этой функции определённой группой людей, и затем использование этой системы управления для перераспределения оставшегося продукта в свою пользу и появление затем в обществе количественного имущественного неравенства, противоположных интересов и социальной напряжённости, и это привело к трансформации власти и системы управления.
Основные причины появления государства:-Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением;-Необходимость организации крупных общественных работ, объединение в этих целях больших масс;-Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых;-Необходимость поддержания в обществе порядка;-Необходимость ведения войн (оборонительных и захватнических).В большинстве случаев указанные выше причины действуют совокупно, в различных сочетаниях.
7. Признаки государства, отличающие его от первобытного общества:
1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В её осуществлении участвовали все.
|
|
2. Разделение населения на территории, в отличие от первобытного общества, где его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени.
Другие исследователи выделяют следующие признаки государства, отличающие его от первобытного общества: 1) это социально неоднородное общество, где существуют самые разные группы людей; 2) индивиды в обществе делятся по территории их проживания; 3) новая система власти, управления; 4) общество, где управление требовало материально-финансового обеспечения (налоги с населения).
Эти признаки только в совокупности дают возможность отличить государство от первобытного общества.
8.Формы происхождения государств: на Востоке, в Афинах, в Риме, у германцев, у славян.Отличительной чертой происхождения на Востоке является то, что решающее влияние оказали природные (географические и климатические) Факторы (искусственное орошение, устойчивая и замкнутая группа управленцев, имущественное неравенство). В Древней Греции – социальное неравенство внутри общин, отразилось в реформе Салона (594г. до н.э.) – официальное разделение населения по имущественному признаку на три категории, формирование центрального управления (в Афинах, Клисфена – по территории (10 фил)).В Риме – похоже на Древнюю Грецию (внутри общины), но здесь вмешалась новая сила – plebs – представители пришедших племён (не имели права занимать служебные места, участвовать в собраниях, не участвовали в делении завоёванных земель), из этого следует двухсотлетняя борьба и реформа Тулия, который образовал новый орган власти – народное собрание (в Риме четыре новых территориальных племени). У германцев – в связи с завоеванием Западной римской Империи (разделение земли – имущественное неравенство, смешение народов), формирование государства как государства раннефеодального общества. Основная примета происхождения государства у восточных славян – образование государственности («приглашение на княжествование»), влияние варяг.
9. Возникновение права и признаки государства, отличающие его от первобытного общества. При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти. 1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, то государство — на территориальной общности своих граждан или подданных.Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции.Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству. 2. Государство — это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер. Ее специфика в следующем: — если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса; — реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение; — обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия (армия, милиция, разведка, тюрьма и т.д.). Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения.
|
|
10. Основные концепции (теории) о происхождении государств: теологическая, патриархальная, насилия. Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Рассмотрим следующие теории: 1. Теологическая. Представитель - Ф. Аквинский. Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплоще нием власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ, должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной води. как продолжению воли божественной. 2. Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание. 5. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники эт ой теории утверждают, что государство возникло как ре зультат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, — в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации порабощения одних народов другими.
11.Понятие, сущность, признаки и определение государства. Вопрос о понятии сложный и древний. В широком смысле – для «обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества». Узкий смысл – для обозначения какого-либо особого органа или органов общества, а также нации или территории, на которой проживает население той или иной страны. Признаки: 1. Государство – организация территориальная. 2. Государство – особая организация политической власти, которая имеет специальный аппарат (механизм) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. 3. Суверенитет государственной власти, который проявляется в универсальности, в прерогативе, в наличии специальных средств воздействия, не имеющегося у других властей. Независимость государства во внешних отношениях. 4. Право (правотворчество и применение права). Действует в совокупности. 5. Налоги (Лазарев выделяет отдельно). 5. Свои символы, памятные даты, атрибуты. В юридическом смысле, государство – как юридическое лицо, «правовой феномен», своеобразная корпорация. Государство – специфическая форма управления обществом в условиях его социальной неоднородности. (Специфика проявляется в его признаках).
12. Типология развития государственности. Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им. Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).
13.Понятие и определение формы государства. Сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима. Форма государства –это реальное выражение его сущности, а также его функции. ФГ-это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Насчитывается несколько основных разновидностей республи-канского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на: парламентарные, президентские.. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др. Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В современном цивилизованном обществе принципиальных разли-чий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.
14. Форма правления и её виды. Форма гос-ва - это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3 взаимосвяз. эл-та: I. форму правления II. форму гос. устр-ва III. форму гос. режима. Форма правления предст. собой стр-ру высших органов гос. власти, порядок их обр-я и разделение м. ними. I - 1)монархические (единоличные, наследств.): а)абс. (монарх не подотчетен никому) б)огранич. (парламентарн., конституцион.) - власть монарха огранич. констит-ей, утв. парламентом. Монарх не м. менять конст-ю. в)дуалистич. (это огранич. монархия, где гос. власть раздел. м. прав-вом, формируемым монархом и парламентом). г)теократич. (монарх возгл. не только светское, но и религ. управление страной). 2)республиканские (коллегиальные, выборные): а)парламентские (есть премьер), верховная роль в орг-и гос. жизни парламенту. Прав-во - из партий, имеющих >-во в парламенте. б)президентские (президент явл. также главой правит-ва, но есть и парламент - Эстония, FIN).
15. Форма государственного устройства. Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти. В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:- из каких частей состоит внутренняя структура государства;- какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; -как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории. По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: - унитарное; - федеративное; - конфедеративное. К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.---Представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.). Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация