Клиентами социальных служб, отмечает заместитель начальника отдела организации деятельности домов-интернатов Министерства здравоохранения и социального развития Калужской области М.И. Касаткина, последнее время все чаще становятся пожилые люди, имеющие трудоспособных детей, но в силу жизненных обстоятельств лишенные их внимания, поддержки и заботы. Разрыв отношений с детьми, родственниками, ограничение трудовой деятельности, трансформация ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения:
· негативно сказывается на моральном и материальном положении пожилого человека;
· отрицательно влияет на его психическое состояние;
· снижает его сопротивляемость к заболеваниям;
· снижает его сопротивляемость к изменившейся окружающей среде;
· меняет его привычные жизненные стандарты.
Социальная реабилитация данной категории пожилых людей имеет свои особенности:
· необходима профессиональная помощь по улучшению жизнедеятельности клиента, восстановлению прерванных социальных контактов;
|
|
· меры социальной реабилитации и адаптации пожилых людей, утративших семейные связи, осуществляются далеко не всеми учреждениями Социального обслуживания;
· отсутствуют подготовленные специалисты, которые могли бы помочь пожилому человеку преодолеть данную ситуацию;
· специалистам необходимы знания об особенностях данной группы пожилых людей, включая гендерную специфику, разнообразных технологиях работы, индивидуальных особенностях личности пожилого человека, диагностических процедурах, формах и методах работы не только с клиентом данной группы, но и сего детьми, родственниками.
Особенно важной составляющей в работе с людьми пожилого возраста, утратившими семейные связи, являются личностные особенности специалиста по социальной работе, способствующие результативности взаимодействия с клиентом и его родственниками, к которым относятся следующие индивидуально-психологические способности и морально-нравственные качества работников социальных служб (Касаткина М.И., 2006, С. 6):
· высокий уровень интеллектуального развития;
· хорошая саморегуляция, самодисциплина, настойчивость;
· наблюдательность;
· корректность и тактичность;
· доброжелательность и толерантность;
· честность, порядочность;
· коммуникабельность, умение устанавливать межличностные контакты с клиентами и их родственниками;
· высокую культуру работников и эмоциональную окрашенность речи;
· знание и соблюдение современного делового этикета;
· способность улавливать настроение,
· способность определять ожидания, установки, тревогу;
|
|
· сопереживать, располагать и оказывать влияние на клиентов;
· сдержанность и аккуратность в одежде;
· отсутствие резкости, суетливости и движениях;
· отсутствие дефектов речи.
В работе специалиста по социальной работе с людьми пожилого возраста, утратившими семейные связи, М.И. Касаткина выделяет следующие основные этапы работы:
1) осуществление мероприятий по выявлению и учету данной категории населения. Это осуществляется на основании их личного заявления, сообщения соседей, обращения общественных объединений, должностных лиц различных органов и учреждений (здравоохранения, пенсионного обеспечения и т.д.). Следует отметить, что вмешательство социальных служб в жизненную ситуацию пожилого человека, утратившего семейные связи, возможно и в следующих случаях:
· если события представляют угрозу для жизни, способны привести клиента к острым переживаниям эмоционального характера (попытке самоубийства, желанию уйти излома и т.д.);
· изменения социальной ситуации, ведущее к разрушению семейных отношений, к которой клиент не может приспособиться (хроническая болезнь, смерть близкого человека, получение инвалидности);
· криминальная обстановка, алкогольная зависимость членов семьи, поведенческие и личностные изменения членов семьи, опасные для клиента.
2) организация индивидуальной работы с данной группой обслуживаемых. Данная работа имеет реабилитационный характер. Цель ее – в создании условий, стимулирующих пожилого человека вести активный образ жизни, способствующих востребованности его творческого, профессионального потенциала, восстановлению социальных связей с обществом. Индивидуальная работа заключается в проведении мероприятий по:
· социальной адаптации;
· социальной реабилитации;
· восстановлению социальных связей с детьми, семьей, родственниками;
· трудовым коллективом;
· в проведении диагностических процедур, направленных на измерение психологического состояния личности.
Социальная адаптация включает проведение мероприятий, направленных на побуждение клиента к активной деятельности с учетом состояния здоровья и возможностей; обеспечение вспомогательными техническими средствами и обучение пользования ими; приспособление внешней среды к возможностям клиента и обучение его поведению в новых условиях. Социальная адаптация направлена на решение социальных проблем, возникающих у граждан пожилого возраста, утративших семейные связи, в связи со сменой условий, места жизнедеятельности.
Социальная и психологическая реабилитация включает организацию общения специалиста и клиента; формирование навыков социального и компетентного общения; организацию досуга (проведение встреч, экскурсий, организация прогулок, участие или посещение концертов, выставок и т.д.); проведение индивидуального психологического консультирования. Социальная реабилитация направлена на преодоление или решение социальных проблем в связи с изменениями социального статуса.
Восстановление прерванных контактов с детьми и родственниками может быть организовано следующим образом. Специалист по социальной работе знакомится с информацией о семье пожилого человека, утратившего семейные связи, которая имеется в базе данных социальной службы. Следующим шагом является изучение и тщательный анализ имеющихся сведений о семье, и, при необходимости, их обновление, установление контакта с семьей и создание условий для восстановления прерванных связей.
Социокультурная реабилитация осуществляется посредством разно-образных технологий, которые можно использовать для вовлечения пожилых граждан к активной жизни в социуме. Социокультурная реабилитация – это комплекс мер по обеспечению общения, посещение мероприятий и учреждений, предназначенных для встреч, развлечений или культурного общения. Основные направления социокультурной реабилитации, по мнению М.И. Касаткиной, следующие:
|
|
· досуговой, целью которого является организация и обеспечение досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей;
· коррекционное, целью которого является полное или частичное устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности;
· познавательное воздействие;
· эмоционально-эстетическое воздействие, ориентированное на эстетическое освоение человеком мира (приобщение к искусству, занятие художественным творчеством).
3) разработка и реализация мер социально психологического сопровождения клиента предполагает наличие программы деятельности, представляющей систему последовательных мер для достижения конкретного результата, а также критерии оценки деятельности специалиста.
Тесты для самоконтроля
1. Что наблюдается у большинства бывших военнослужащих, обратившихся за помощью к психологу?
а) высокий уровень личностного оптимизма;
б) высокий уровень личностной тревожности;
в) высокий уровень личностного самомнения;
г) высокий уровень личностной активности.
2. Что наблюдается у военнослужащих после увольнения?
а) разделение жизненного мира на «большой» и «малый»;
б) разделение людей на «хороших» и «плохих»;
в) разделение людей на «военных» и «гражданских»;
г) разделение людей на «добрых» и «злых».
3. С какой задачей собственной адаптации сталкивается бывший заключенный?
а) переосмысление своей жизни
б) осуществление нового жизненного сценария, отличного от прежнего;
в) приспособиться к изменившимся условиям общества и государства;
г) как правило со всеми этими задачами.
4. В какой форме осуществляется соц. реабилитация бывших заключенных?
а) в форме биологической адаптации;
б) в форме педагогической реадаптации;
в) в форме социально-психологической адаптации.
г) в форме первичной социализации.
|
|
5. Нормализация функционального состояния организма воспитанников:
а) является целью этапа «соматической» реабилитации;
б) является целью этапа «психологической» реабилитации;
в) является целью этапа «социальной» реабилитации;
г) является целью этапа «культурной» реабилитации.
6. Формирование способности подростков к регуляции своих переживаний:
а) является целью этапа «соматической» реабилитации;
б) является целью этапа «психической» реабилитации;
в) является целью этапа «социальной» реабилитации;
г) является целью этапа «культурной» реабилитации.
7. Какова рекомендуемая численность группы реабилитации алкоголезависмых?
а) не более 12 человек взрослых (от 20 до 50 лет), 14 детей (от 7 до 14 лет);
б) не более 14 человек взрослых (от 20 до 50 лет), 16 детей (от 7 до 14 лет);
в) не более 16 человек взрослых (от 20 до 50 лет), 18 детей (от 7 до 14 лет);
г) не более 18 человек взрослых (от 20 до 50 лет), 20 детей (от 7 до 14 лет).
8. Кто должен формировать группы реабилитации алкоголезависмых?
а) терапевт и социолог.
б) нарколог и психолог;
в) педагог и дерматолог;
г) философ и культуролог.
9. Каким качеством не должен обладать работник социальной службы?
а) хорошая саморегуляция, самодисциплина, настойчивость;
б) щепетильность и резонерство;
в) корректность и тактичность;
г) наблюдательность.
10. Социокультурная реабилитация пожилых людей осуществляется:
а) посредством технологий вовлечения к активной жизни в социуме;
б) посредством технологий отвлечения от активной жизни в социуме;
в) посредством технологий сосредоточения на собственных переживаниях;
г) посредством технологий излечения заболеваний соматического характера.