РБ — это малая открытая экономика, которая и силу ограниченности ресурсной базы и емкости внутр рынка не может оказывать сущ влияния на мир экономику и зависит от развития внешнеэкон связей. Ур-нь воспроизв открытости эк-ки достиг 61 %.
Многовекторная внешнеэкон политика РБ нацелена на активизацию экон вз/д с различными странами и регионами мира в сфере межд торговли, инвестиционной деятельности, доступа к межд рынкам факторов произв-ва. Осн направления ее реализации:
• Диверсификация поставок произв ресурсов, прежде всего топливно-энергетич, к-я ставит целью обеспечение надежности поставок и снижение рисков повышения цен на ресурсы заруб поставщиками-монополистами.
• Диверсификация рынков сбыта гот прод, позвол увелич объем экспорта прод отеч производителей и снизить риски неблагопр изменения торг режима на традиц рынках сбыта.
• Привлечение в экономику иностр капитала в виде прямых ин инвестиций, нацеленное на структурную трансформацию экономики на базе создания новых отраслей и импортозамещающих производств, включ действующих предприятий в глобальные технологич цепочки.
|
|
• Достижение взаимных эффектов в научно-технич и инновационной деятельности. Традиц партнером РБ в этой сфере является РФ, развивается совместная деятельность с мировыми лидерами науки и инноваций США, Германией, Китаем.
• Активизация новых форм и направлений международной кооперации через участие в новых проектах и формированию новых отраслей и видов деятельности.
Конкретные меры по реализации осн направлений многовекторной внешнеэкон политики обозначены в Программе соц-экон развития РБ на 2011—2015 годы и детализированы в Нац программе развития экспорта РБ на 2011—2015 годы. Важнейшей задачей явл выход к концу пятилетки на положительное сальдо внешней торговли посредством увеличения экспорта товаров более чем в 2 раза и услуг более чем в 3 раза, снижения импортоемкости (энерго- и материалоемкости) и развития импортозамещения в результате структурной перестройки экономики, сохранения и наращивания в экспорте доли промышленной продукции и услуг (транспортных, туристических, финансовых), наукоемких и инновационных товаров, произведенных по технологиям V и VI укладов.
Принцип многовекторности во внешнеэкон политике реализ посредством участия РБ в процессах межд экон интеграции. Осн этапами развития этих процессов явл участие республики в формировании ряда интеграц группировок на основе подписания следующих документов: Соглашение о создании СНГ (Россия, Беларусь, Украина (1991); Соглашение о Таможенном союзе между Беларусью и Россией (1995); Договор об образовании сообщества Беларуси и России (1996); Договор о Союзе Беларуси и России (1997); Договор о создании Союзного государства Беларуси и России (1999); Договоры о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России (1999); Заявление и Договор об учреждении Евразийское экономического сообщества (ЕврАзЭС) между Россией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном (2000 г.). К Договору присоединились Узбекистан (2006) а в качестве наблюдателей — Украина и Молдова(2002), Армения (2003); Соглашение о формировании ЕЭП Беларуси, России, Казахстана и Украины (2003); Договор о создании единой тамож террит и формировании Тамож союза (2008 г.).
|
|
РБ сотрудничает в эк сфере с РФ, со странами ЕС. Гл торг партнерами РБ из стран ЕС являются Германия и Великобритания. Важными торг партнерами явл страны Азии, прежде всего Китай и Индия, страны Африки. Интеграция Беларуси в систему мирохозяйственных связей будет способствовать ее вступлению во ВТО. Это позволит развивать внешнеторг отнош с др странами на долговрем стабильной основе, отстаивать и защищать нац интересы в торгово-экон отнош с партнерами на общепринятых в мир практике правовых положениях и сложившихся традициях.