На момент формирования современной налоговой системы в начале 1990-х гг. внутренняя налоговая политика РФ состояла в решении следующих задач:
– ограничение стихийности рыночных отношений;
– воздействие на формирование производственной и социальной инфраструктур;
– снижение инфляции.
Дальнейшее развитие налоговой системы потребовало пересмотра, как отдельных элементов, так и ее основных задач. Было принято решение о реформировании налоговой системы.
Основными задачами стали:
– повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы;
– снижение общего налогового бремени;
– упрощение налоговой системы;
– обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы;
– создание эффективного инструмента против негативного влияния «проблемных налог-щиков».
Основными задачами первого этапа реформирования:
– формирование единого подхода к вопросам налогообложения;
– четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;
|
|
– достижение однократности налогообложения;
– определение конкретного перечня прав и обязанностей налог-щиков и налоговых органов.
Второй этап налоговой реформы, с середины 1990-х гг., преследовал задачи:
– построения стабильной, единой для РФ налоговой системы;
– развития налогового федерализма, позволяющего обеспечить федеральный, региональные и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками доходов;
– создания рациональной налоговой системы, обеспечивающей достижение баланса общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению богатства государства и его граждан;
– снижения общего налогового бремени;
– формирования единой налоговой правовой базы;
– закрепления единого понятийного аппарата налогового законодательства;
– отказа от многочисленных льгот и преференций;
– создания системы предупреждения совершения противоправных действий в налоговой сфере;
– повышения экономической ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Одним из важнейших результатов второго этапа стало принятие первой, а затем и второй части НК. С середины 1998 г. началась активная работа органов налоговой администрации по сокращению размера налоговых недоимок. Закрытый перечень налогов и сборов, предусмотренный в первоначальном варианте текста НК, включал только 28 наименований (с 1 января 2006 г. в стране налоговая система из 14 налогов и сборов и 4 специальных режимов), что по сравнению с почти сотней различных налогов и сборов уже является существенным позитивным фактором.
|
|
Безусловно, действующая в России налоговая система еще находится в стадии становления и пока недостаточно сбалансирована. Налоговое законодательство, служащее правовой основой ее существования, содержит в себе ряд неточностей. Только в течение 2005 г. принятыми ФЗ-ами в текст первой и второй частей НК было внесено около 700 поправок и дополнений.
Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть при этом необременительной для субъектов экономики и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности. Текущий этап развития налоговой системы должен включить в себя не только научную проработку элементов системы налогообложения, но и создание эффективной системы борьбы с противоправными действиями, посягающими на налоговую безопасность государства.