Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.
Методы управления применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности.
Все методы управления делятся на организационно-административные, экономические и социально-психологические методы.
Объективной основой использования организационно-административных методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных.
Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект, они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.
|
|
В практике управления организацией используются три группы организационно-административных методов:
1) организационные (регламентирование, нормирование, инструктирование);
2) распорядительные (приказ, постановление, распоряжение, указание);
3) дисциплинарные.
Организационно-административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. Невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.
Экономические методы, с одной стороны, должны стимулировать деятельность организации на удовлетворение потребностей общества, с другой стороны, они должны служить стимулом для персонала организации. В связи с этим выделяют три уровня экономической мотивации:
I – стимулирование организаций со стороны государства (госзаказ, налогообложение, финансирование);
II – стимулирование структурных подразделений организации со стороны администрации (внутриорганизационный хозяйственный расчет);
III – стимулирование персонала предприятия (методы персонального экономического воздействия).
Социально-психологические методы управления используются для создания и поддержания положительного социально-психологического климата в организации, чтобы работник, с одной стороны, делал все необходимое для достижения целей организации, с другой стороны, имел бы все возможности для саморазвития в выбранном им самим направлении.
|
|
К социально-психологическим методам управления относятся:
§ развитие социальной инфраструктуры организации;
§ социальные исследования;
§ соревнование;
§ преодоление и использование конфликтов;
§ методы гуманизации труда;
§ методы морального поощрения и порицания;
§ психологическое влияние;
§ убеждение;
§ методы планирования и развития карьеры сотрудников.