В настоящее время систематический курс русского языка Изучается с 1 по'4 класс. В старших классах предлагается рассматривать несколько вариантов изучения родного языка:* углубленное изучение отдельных аспектов (разделов) языка; совершенствование культурно- речевых умений и навыков; поддержание орфографической и пунктуационной грамотности; обобщение и систематизация знаний по грамматике.
В состав учебного *предмета «русский язык» входят основные разделы-языка: фонетика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис, стилистика. Учащиеся знакомятся также с основными сведениями из истории литературного русского языка, диалектологии. В систематический курс русского языка входят вопросы графики, орфографии, пунктуации, призванные обеспечить правописную компетенцию школьников.
Основной задачей работы по русскому языку, наряд}' с изучением основ науки о языке, является развитие речи учащихся: обогащение словарного запаса, грамматического строя речи; овладение нормами современного литературного языка; формирование и совершенствование умений и навыков грамотного изложения своих мыслей. В каждом классе на эту работу отводится примерно пятая часть всего учебного времени.
|
|
Утвердившееся в последнее десятилетие коммуникативное направление в обучении русскому языку диктует необходимость рассматривать языковые единицы как текстообра- зующие, участвующие в формировании и формулировании мысли. При таком подходе уделяется внимание не только строению той или иной синтаксической конструкции, но и значению, функции, сфере употребления данной языковой единицы, учитывая, что синтаксические единицы являются основой построения связной речи.
Коммуникативный подход к обучению родному языку связан с обучением школьников правильному использованию языковых средств в соответствии с нормами литературного языка во всех видах речевой деятельности: рецептивной (слушание — чтение), продуктивной (говорение — письмо), а также в различных формах (устная речь — письменная речь). Такое обучение способствует сознательному отношению к системе языка, его нормам и категориям, правилам выбора нужной языковой единицы, позволяет наиболее эффективно проводить работу над всеми видами речевой деятельности в соответствии с возрастными этапами речевого развития и ведущей деятельностью учащихся — это путь от речевой деятельности к осмыслению и анализу языковых единиц, необходимых для решения коммуникативных, познавательных и воспитательных задач.
Одно из главных понятий школьного курса русского языка, школьного речеведения — понятие «текст». Употребление единиц языка в роли структурного или текстообразующего потенциала представляет собой реализацию функционально-системного подхода, предполагающего использование всех единиц языка на всех уровнях языковой системы. Все это позволяет говорить о двух направлениях в работе по речевому развитию школьников: первое направление связано с формированием коммуникативных умений учащихся при изучении основных языковых единиц: звука, словоформы, словосочетания, предложения; второе — с отработкой коммуникативных умений в процессе развития связной устной и письменной речи учащихся.
|
|
Содержание обучения русскому языку связано с ответом на вопрос: чему учить, т. е. какие знания, умения и навыки необходимо сформировать у школьников в процессе учебной деятельности в рамках классной, внеклассной и внешкольной работы.
В содержание обучения включены учебные действия с языковым материалом (анализ, синтез, наблюдение,'подведение языкового факта под понятие, сравнение, моделирование,
видоизменение, конструирование и др.), основные (базовые) умения.
|»
Изучение языка происходит на основе структурно- семантического направления, отличающегося многоаспектностью анализа языковых единиц. Основываясь на традициях грамматики!, данное направление предусматривает изучение единиц языка в триединстве: значение, форма, функция.
В настоящее время достаточно четко выделился подход к языковым явлениям, при ко-
тором' лингвистические 'единицы рассматриваются в плане их' взаимной связи, контексту- >, альной обусловленности и текстообразующей специфики. Это -связано с реализацией функционального подхода к языку, когда'структурные, системные и содержательные характеристики анализируются во взаимодействии и требуют интегрирующего изучения (см. табл.). Таким образом, функциональный подход в методике предполагает изучение языка в процессе коммуникации.
Единица языка, ее свойства
Уровни языка |
слово (фонетическое слово,лексема,словоформа, синтаксема) |
предложение |
словосочетание |
Анализ внешней обо- лочки фонетического слова, его звуковой состав
Выяснение лексического значения, происхождения и сферы употребления слова (лексемы)
Определение грамматических значении словоформы, ее принадлежности к части речи
Определение синтаксической функции слова (син- таксемы), его роли в построении высказывания
Анализ звуков в потоке Речи
Более точное обозначение предмета, действия И т. д.
Выяснение сочетательной способности знаменательных частей речи
Рассмотрение как структурного элемента предложения
Фонетический Лексический Морфологический Синтаксический |
Выделение интонации, ударе-
Анализ лексических значений многозначного слова в контексте
Выявление текстообразующей роли слов разных частей речи
Определение свойств, структуры, семантики. Синтаксическая синонимия
Единицей, которая объединяет все элементы языка в определенную стройную систему, является текст — основная единица речи.
Усвоение учебного материала представляет собой единый процесс формирования знаний, умений и навыков, осуществляемый посредством внутренних (умственных) и внешних (практических) действий.
Знания составляют результат осознанного усвоения языковых понятий, фактов, закономерностей, определений и правил, связанных с основами науки о русском литературном языке — о его основных единицах, словарном составе и грамматическом строе, которые рассматриваются с точки зрения значения, структуры, функционирования в речи. В процессе усвоения знаний реализуется познавательная направленность школьного курса русского языка. Знания являются основой формируемых орфографических, пунктуационных, и речевых навыков учащихся, обеспечивающих практическую направленность обучения.,
|
|
Умение в методике рассматривается как способность ученика выполнять определенные действия на основе полученных знаний. Умение формируется в процессе осмысления теоретической информации в новых условиях, оно включает и этап контролирования процесса деятельности.
Навык — это автоматизированное умение, действие, сформированное путем повторения, оно характеризуется высокой степенью освоения языкового материала.
- Исследования в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что формирование знаний, умений и навыков учащихся происходит на трех уровнях:
• сознательное восприятие и запоминание;
• применение знаний на основе образца;
* «творческое использование знаний на этапе формирования речемыслительных умений. '
В основе выработки учебных умений лежит теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная П. Я. Гальпериным и его школой. Прежде всего необходимо иметь ориентировочную основу действия» — образец действия. Данная основа служит системой указаний на то, как выполнить новое действие, которое производится определенным умственным приемом. В процессе обучения каждому последующему явлению необходимо опираться на ранее сформированные приемы умственной работы, основанные на нем умения и навыки и на этой базе формировать новые умения, необходимые для решения учебных задач.
Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий
Этапы формирования умственных действий (Выполняемые действия)
1. Ознакомление с действием (Составление ориентировочной основы действия (какие действия и в каком порядке следует производить)
2. Выполнение практических действий (Работа с карточками, схемами, заполнение таблиц, запись дидактического материала).
3. Внешнеречевая деятельность. Этап обобщения (Различные виды разборов-рассуждений, комментирование, рассказ о выполненной работе и др)
|
|
4. Мысленное обобщение всех действий («про себя») (Подготовка к выполнению заданий)
5. «Свернутая» работа, представляющая итог мыслительной деятельности (Самостоятельное выполнение заданий)
Выделяются следующие показатели сформированности умений и навыков учащихся;
• владение последовательностью выполнения конкретных действий в процессе усвоения того или иного материала (построение алгоритма);
• выполнение определенных действий по формированию умения;
• анализ (самоанализ) результатов действий по формированию умений.