Инновационный процесс представляет собой процесс преобразования научного знания в инновацию, то есть последовательная цепь событий, в ходе которых инновации вызревают от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги. Инновационные процессы охватывают всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счёте, ориентированы на удовлетворение потребностей рынка.
Его длительность охватывает промежуток времени между моментом появления идеи, её материализации и моментом устаревания этой идеи. В более узком смысле инновационный цикл включает в себя период «исследование – производство» и период реализации новшества. Пример инновационного цикла представлен на рисунке.
Рисунок – Инновационный цикл
Следовательно, инновационный процесс (или часто его называют «цикл») включает в себя следующие стадии:
1. Фундаментальные исследования направлены на получение новых научных знаний, целью фундаментальных исследований является раскрыть новые связи между явлениями, познать новые закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию.
2. Прикладные исследования направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов.
3. Опытно-конструкторские работы (ОКР) подразумевают применение результатов прикладных исследований для создания (или усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии.
4. Освоение производства (ОП) включает проведение ведомственных испытаний новой (или усовершенствованной) продукции, а также конструкторскую, технологическую и организационную подготовку производства новой продукции.
5. Маркетинг инноваций может начинаться со стадии проведения опытно-конструкторских работ и заканчиваться стадией сбыт продукции.
6. Массовое (серийное) производство новой продукции.
7. Сбыт и распространение новой продукции.