При проведении исследования мы предложили респондентам ответить на вопросы по нескольким методичкам с целью эмпирического исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности у студентов факультета психология. Рассмотрим полученные результаты по каждой методике:
1. «Эмоциональный интеллект» Н. Холла
В нашей работе мы рассматривали результаты общей выборки из 30 человек полученные при проведении исследования по каждому респонденту:
Таблица 1. Результаты по опроснику «Эмоциональный интеллект»
Н. Холла по каждому респонденту
№ респо-ндента | Шкалы | Интегра- тивный уровень эмоциона-льного интеллекта | № респо-ндента | Шкалы | Интегра- тивный уровень эмоцио-нального интеллекта | ||||||||
Эмоциональная осведомленность | Управление своими эмоциями | Самомотивация | Эмпатия | Распознавание эмоций других людей | Эмоциональная осведомленность | Управление своими эмоциями | Самомотивация | Эмпатия | Распознавание эмоций других людей | ||||
-4 | -1 |
Итак, согласно описанным в молодике рекомендациям, мы можем классифицировать полученные результаты по шкалам следующим образом:
|
|
- 14 и более – высокий уровень;
- 8-13 – средний;
- 7 и менее – низкий.
Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:
- 70 и более – высокий;
- 40-69 – средний;
- 39 и менее – низкий.
Таблица 1 дает основания говорить, что __ респондентов характеризуются как обладатели высокого и среднего уровня эмоционального интеллекта, а 15 – низкого. Для наглядности представим эти данные в виде диаграммы:
|
|
Рисунок 1. Результаты по опроснику «Эмоциональный интеллект» Н. Холла по каждому респонденту
Итак, в группу студентов-психологов (вы) с высоким эмоционального интеллекта вошли респонденты под номерами: 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 16, 17, 18, 19, 22, 25. Соответственной во вторую группу (низкий уровень эмоционального интеллекта) вошли участники опроса под номерами: 1, 3, 7, 12, 14, 15, 20, 21, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30.
Определим точность полученных результатов на основе использования другой методики определения уровня эмоционального интеллекта.
2. Методика «ЭмИН» Д.В Люсина
В основу опросника положена трактовка ЭИ (эмоционального интеллекта) как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.
даёт баллы по двум субшкалам, измеряющим различные аспекты МЭИ, и по трём субшкалам, измеряющим различные аспекты ВЭИ. Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путём простого суммирования соответствующих субшкал. Результаты опроса и соответствующих расчетов представлены в Таблице 2.
Таблица 2. Результаты по опроснику «ЭмИН» Д.В Люсина по каждому респонденту
№ респо-ндента | Шкалы | Итоговый уровень ЭИ | № респо- ндента | Шкалы | Итоговый уровень ЭИ | ||||||||
МП | МУ | ПЭ | УЭ | ОЭИ | МП | МУ | ПЭ | УЭ | ОЭИ | ||||
Низкое значение | Очень высокое значение | ||||||||||||
Высокое значение | Среднее значение | ||||||||||||
Низкое значение | |||||||||||||
Низкое значение | |||||||||||||
Очень низкое значение | |||||||||||||
Очень низкое значение |
Полученные данные мы можем интерпретировать
Качественный анализ полученных данных показывает, что студенты психологи всей выборки характеризуются высоким уровнем эмпатии, могут распознавать чувства других людей, понимать их и управлять ими. Однако, мы заметили тенденцию, что по обеим методикам показатели уровня управления своими эмоциями достаточно низкий: средний показатель по
Таким образом, нами выявлено, что 14 из 30 респондентов имеют низкий эмоциональный интеллект, а все опрошенные студенты-психологи характеризуются недостаточным уровнем управления своими эмоциями. В связи с этим далее нами будут рассмотрены результаты по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева.
3. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П.Ильина и П.А.Ковалева.
Нами были исследованы две выборки студентов-психологов, которых мы выделили по результатам опросников ЭИ. Первая выборка состояла из 14 студентов-психологов с низким уровнем ЭИ, вторая – из 16 студентов с высокими показателями по методикам ЭИ.
|
|
Опросник Е. П. Ильина, П. А. Ковалёва «Личностная агрессивность и конфликтность» содержит 80 утверждений, с которыми респондент может согласиться или не согласиться. Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам: вспыльчивость, наступательность, обидчивость, неуступчивость, компромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность.
По каждой шкале исследуемые могут набрать от 0 до 10 баллов. Сумма баллов по шкалам «наступательность» и «неуступчивость» даёт показатель «позитивной агрессивности» субъекта, сумма баллов по шкалам «мстительность» и «нетерпимость к мнению других» — показатель «негативной агрессивности». Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» даёт обобщённый показатель агресивоности и конфликтности (см. Табл. 3).
Таблице 3 – Средние результаты (в баллах) по шкалам психологического теста
Шкалы теста | Студенты с низким уровнем ЭИ | Студенты с высоким уровнем ЭИ |
Вспыльчивость | ||
Наступательность | ||
Обидчивость | ||
Неуступчивость | ||
Компромиссность | ||
Мстительность | ||
Нетерпимость к мнению других | ||
Подозрительность | ||
Позитивная агрессивность | ||
Негативная агрессивность | ||
Конфликтность |
Сумма баллов по шкалам "наступательность", "неуступчивость" дает суммарный показатель позитивной агрессивности респондентов. Он составил для студентов с низким уровнем ЭИ – 9,15, что свидетельствует о среднем уровне агрессивности. Данные для группы студентов с высоким уровнем ЭИ говорят о том, что для них характерен больший уровень агрессивности.
Сумма баллов по шкалам "бескомпромиссность", "вспыльчивость", "обидчивость", "подозрительность" дает обобщенный показатель конфликтности, который для первой группы
|
|
Кроме того, мы разработали анкету для выявления уровня агрессивности, чтобы определить правильность полученных данных по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П.Ильина и П.А.Ковалева..
4. Анкетирование
В эмпирическом исследовании взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности у студентов факультета психология мы использовали анкету собственной разработки по вопросам социального взаимодействия студентов со сверстниками (с целью определить характер их взаимодействия и агрессивности в общении и подтвердить данные по основной методике по агрессии).
Вопросы разработанной анкеты направлены на выявление агрессии у студентов-психологов и факта ее направленности на других. Анкета включает в себе 16 вопросов (См. Приложение 3).
Утвердительные ответы на вопросы с нечетным номером свидетельствуют об агрессивности. За утвердительный ответ насчитывается 1 балл, так же как за ответ «нет» на вопросы с четным номером. Количество набранных баллов от 9 до 16 говорит о высоком уровне агрессивности, а от 0 до 8 – о незначительности выраженности данной характеристики.
Полученные результаты по каждому респонденту представим в табличной форме:
Таблица 4. Результаты анкетирования
№ респо-ндента | Группа* | Количество набранных баллов | Уровень агрессивности | № респо-ндента | Группа* | Количество набранных баллов | Уровень агрессивности |
Низкий | |||||||
Низкий | |||||||
Низкий | Высокий |
* 1 группа – студенты с низкий уровнем ЭИ, 2 группа – студенты с высоким ЭИ
Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что у 6 студентов группы 1 (низкий ЭИ) и 5 группы 2 (высокий) не отмечалось высокого уровня агрессии при общении со сверстниками, они более уверены в себе в разговоре, считают себя более признанными и принят в группе сверстников. Тогда как для 9 и 12 респондентов этих же групп характерно агрессивное поведение. Их агрессия направлена в большей степени на окружающих и в меньшей - на себя. По ответам, которые дали эти студенты, можно увидеть, что у некоторых из них проявляется низкий уровень самооценки, который влияет на их поведение и отношение к сверстниками.
Итак, мы получили на первый взгляд, одинаковые показатели по каждой группе респондентов. Поэтому для подтверждения или опровержения гипотезы данного исследования требуется использование методов статистической обработки данных.
5. Т-Критерия Стьюдента
В рамках данного исследования был использован сервис https://www.psychol-ok.ru/statistics/student/ для проведения автоматизированного расчета Т-Критерия Стьюдента. Использования сервиса предполагает наличие соответствующих знаний в области математической статистики в психологии, а также минимизирует возможности допущения ошибки в расчетах.
Итак, представим полученные результаты:
Таблица 5. Автоматический расчет t-критерия Стьюдента (n=30)
№ | Выборки | Отклонения от среднего | Квадраты отклонений | |||
В.1 | В.2 | В.1 | В.2 | В.1 | В.2 | |
Суммы: | ||||||
Среднее: |
Результат: tЭмп = 3.4
Критические значения и графическая интерпретация представлены на Рис. 3, 4:
tКр | |
p≤0.05 | p≤0.01 |
2.05 | 2.77 |
Рисунок 3. Критические значения
Рисунок 4. Ось значимости
Полученное эмпирическое значение t (3.4) находится в зоне значимости. Таким образом, гипотеза исследования подтверждена и для развития эмоционального интеллекта студентов-психологов необходимо снижение уровня агрессивности. В связи с этим перспективы исследования видятся в создании программы снижения агрессивного проявления и коррекции эмоционального интеллекта студентов-психологов.