Психокоррекция, как и любой другой способ помощи человеку в сложных, трудных жизненных обстоятельствах, не всегда бывает результативной183. Большинство исследователей сходятся на том, что неудачи психокоррекции характеризуются обострением проблемы или симптома, для которых характерно:
Отличия продуктивной и непродуктивной групп18
Таблица 5
Продуктивная группа | Непродуктивная группа |
Участники доверяют друг другу и терапевту, или по крайней мере, откровенно говорят о недостатке доверия; есть желание делиться непосредственно возникающими чувствами | Недоверие друг к другу, скрытая враждебность; участники избегают выражать чувства и мысли |
Цели ясные и конкретные, они сформулированы общими усилиями участников и терапевта; работа группы ориентирована на реализацию этих целей | Цели группы неясные и абстрактные; личные цели участников либо неясные, либо вообще отсутствуют |
Большинство участников чувствуют себя включившимися в группу; пассивные участники побуждаются быть более активными; общение между большинством участников открытое; участники пытаются точно выражать то, что чувствуют | Многие участники ощущают себя вне группы, не могут отождествляться с другими участниками; группа раскалывается на подгруппы; участники боятся проявлять свои чувства |
В группе обсуждаются события, происходящие «здесь и теперь», участники прямо высказывают друг другу, что думают и чувствуют | В группе обсуждаются ситуации и события прошлого, участники склонны говорить не о себе, а о других; сопротивляются обсуждению реакций по отношению друг к другу |
Терапевт и участники делят функции руководства группой; участники активно выбирают темы дискуссий | Участники склонны слушаться терапевта и зависимы от него; существует конфликт власти между участниками и между ними и терапевтом |
Готовность раскрыть наболевшее; участники взаимно открыты | Участники «прячутся» друг от друга; самораскрытие минимальное |
Группа сплоченная; между участниками близкие эмоциональные связи; они отождествляются друг с другом; при взаимной поддержке пробуются новые способы поведения | Группа расколота; участники ощущают дистанцию между собой; не хватает взаимной заботы и сочувствия; участники не хотят испробовать новые способы поведения, поэтому в группе воспроизводятся лишь обычные стереотипы поведения |
Называются, обсуждаются и часто разрешаются конфликты между участниками и между ними и терапевтом | Игнорируются конфликты и отрицательные чувства; они либо отвергаются, либо их избегают |
Окончание табл. 5
|
|
Продуктивная группа | Непродуктивная группа |
Участники берут на себя ответственность за решение своих проблем | Участники винят друг друга в личных трудностях и ничего не хотят менять |
Участники свободно реагируют друг на друга; не защищаются | Взаимные реакции редки и зачастую не принимаются, отсутствуют забота и сочувствие |
Даже если психотерапевтические изменения малозаметны, участники верят в их возможность; они надеются измениться в желаемом направлении. | Участники испытывают чувство отчаяния и бессилия, ощущают себя попавшими в западню |
Конфронтация воспринимается как предложение изменить поведение, а не как нападки | Конфронтируют враждебно, нападая на участника, который чувствует себя отвергнутым; идут поиски «козла отпущения» |
Общение непосредственное и ясное. | Общение косвенное и туманное |
Участники используют друг друга как дополнительный источник возможностей, интересуются друг другом | Участники интересуются только собой |
Участники чувствуют себя сильными и делятся силой с другими; силу стараются использовать не для контроля над другими, а для выявления своих внутренних ресурсов | Участники или терапевт используют силу для подчинения себе других |
Групповой процесс осознается, и участники знают, что делает работу группы продуктивной или непродуктивной | Члены группы безучастны к тому, что происходит; редко обсуждается динамика группы |
Поощряется различие, уважаются индивидуальные отличия | Поощряется конформизм, обесцениваются индивидуальные различия |
Нормы группы устанавливает терапевт вместе с участниками; они ясные, их назначение — помочь участникам достичь своих целей | Нормы навязывает терапевт; они могут быть неясными |
Сочетание выражения чувств и мыслей | Подчеркивается важность выражения мыслей, участники избегают говорить об эмоциональном опыте |
Участники пытаются перенести опыт решения проблем в группе в жизнь вне группы | Находясь вне группы, участники очень мало думают о ней |
• усиление депрессии, растерянности,
|
|
• снижение самооценки,
• усиление чувства вины,
• снижение контроля импульсов,
• нарушение межличностных отношений,
• бегство от решения проблем,
• зависимость от психотерапевта,
• разочарование в психотерапевтической помощи,
• прекращение психотерапии,
• попытка клиента к самоубийству или самоубийство,
• выражаемое клиентом неудовлетворение,
• отсутствие заметного улучшения состояния,
• частые пропуски психокоррекционных занятий.
Возможных признаков неудач, трудностей может быть много. Рассмотрим некоторые из наиболее часто встречающихся неудач и трудностей групповой психокоррекции в порядке их «сложности» и силы воздействия на эффективность работы:
1) трудности, связанные с поведением отдельных участников;
2) трудности, связанные с групповым поведением;
3) трудности, связанные с личностью руководителя группы и его взаимоотношениями с группой;
4) трудности, связанные с прекращением групповой психокоррекции;
5) исключение участника из группы.
1. Трудности, связанные с поведением отдельных участников
1) Молчание пассивных участников
Молчание участника может объясняться рядом причин, из которых И. Ялом выделяет следующие: страх самораскрытия, риск самоутверждения, опасение неправильно выразиться, потребность в безопасном дистанцировании и контроле, боязнь определенного члена группы или большой компании, неуверенность в возможности справиться со своими тяжелыми переживаниями, способ обратить на себя внимание или за что-то наказать группу.
Ведущий может вовлечь молчащего участника в разговор, комментируя его невербальные реакции — например, когда тот жестом или мимикой выражает заинтересованность, напряжение или печаль, показывает, что ему скучно или смешно. Иногда стоит предложить членам группы поделиться своими впечатлениями от поведения молчуна, а затем попросить его отреагировать. Можно спрашивать его: «Тебе хочется, чтобы тебя сегодня подталкивали? Не мог бы ты объяснить, когда из-за наших разговоров тебе стало неуютно? Какой идеальный вопрос помог бы тебе сейчас влиться в общение?» Если указанные приемы мало помогают, можно прибегнуть к параллельной индивидуальной терапии185.
|
|
2) Нежелание участника говорить о себе
Нежелание участника говорить о своих чувствах служит основанием для применения следующих техник186:
• В какой момент своей жизни вы смогли понять, что чувства лучше держать при себе?
• Какие чувства вы считаете особенно неприятными?
• Чей голос вы слышите внутри себя, когда выражаете эмоции? Что вы сами себе говорите в такие моменты?
• Что бы сказали о выражении эмоций ваши родители, находись они здесь?
• Не могли бы вы рассказать тем, кто был, по-вашему, очень эмоционален, что вы выигрываете, держа при себе чувства, которые они выражали?
■ Предположим, сегодня вы решили держать при себе и чувства и их внешние проявления. Как будет выглядеть ваша жизнь через десять лет в том случае, если вы останетесь верными этому решению?
Если участник прячет свой чувства и проблемы за навязыванием помощи членам группы, ему предлагают выбрать один из следующих вариантов:
• Подойди к каждому из присутствующих и произнеси: «Я мог бы помочь тебе...»
• Выбери нескольких человек, которым ты хочешь помочь в чем-то, о чем они рассказали, и попытайся максимально преувеличить свое стремление помочь им.
• Если в твоей жизни присутствовал кто-то, кто имел обыкновение всем помогать, представь себя этим человеком и обойди членов группы по кругу, помогая так, как помог бы он.
• Выбери кого-нибудь, кто напоминает тебе члена вашей
семьи, которому ты говоришь, что устал помогать. Расскажи
этому человеку, что ты испытываешь, помогая ему или ей и так мало получая взамен.
|
|
• Попроси у каждого члена группы что-нибудь для себя.
3) Агрессивный участник1"
Для преодоления трудностей, которые испытывают члены группы при необходимости откровенных и нелицеприятных высказываний об агрессивном доминирующем участнике, применяется прием «За спиной». Группа предварительно-информируется о том, что смысл данного приема состоит в том, чтобы помочь выразить свое мнение о других и узнать, что члены группы в действительности думают друг о друге. Ситуация обсуждается как этическая и психологическая задача.
Выбранному человеку в течение двух занятий предоставляется по полчаса для рассказа о себе. Его в это время не перебивают, но затем рассказчик садится спиной к группе, а каждый участник высказывается о нем, как об отсутствующем. Когда психотерапевт кратко резюмирует содержание высказываний, «отсутствующий» вновь присоединяется к группе. Ему дается пять минут для ответного высказывания, которое оценивается психотерапевтом с точки зрения наличия таких защит, как отрицание действительности, неприятие оценок других участников, отличающихся от его собственных, и т.д. Затем участник садится в центр круга, и все желающие могут задать ему вопросы.
Ожидается, что эмоциональная «встряска» должна «разморозить» обсуждаемого участника, заставить его задуматься над проблемами, наличие которых он ранее отрицал, уточнить впечатление, которое он производит на других. На следующем занятии участника просят резюмировать свои впечатления от предыдущего занятия.
4) Соперничество доминирующего участника с руководителем
Доминирующий участник постоянно говорит, но при этом сам не вступает в конструктивный диалог и мешает это сделать другим. Обычно он не замечает воздействия, оказываемого на других, и их реакции. Если группа долго воспринимает себя пассивной жертвой «монополиста», ведущему стоит поинтересоваться, почему она позволяет одному участнику нести на себе тяжесть всей дискуссии. Следует поощрить группу и предоставить доминирующему участнику постоянную обратную связь, чтобы развить эмпатию и его внимание к себе. Важно помочь этому участнику осознать, что, чем упорнее он пытается быть принятым и уважаемым, тем больше раздражает других и становится отверженным, из-за чего еще настойчивее возобновляет прежние попытки. Для этого можно спросить его: какую реакцию он ожидал встретить в группе в начале работы? А что произошло в действительности? Удовлетворен ли он реакцией группы? Необходимо связать поведение монополиста в группе с его коммуникативными проблемами: эмоциональной изоляцией, отсутствием близких людей, нежеланием других выслушивать его и т.п.
2. Трудности, связанные с групповым поведением
1) Участники отказываются выполнять упражнения
Если часть группы отказывается выполнять упражнение,
нельзя «отпускать» эту ситуацию, предлагая участникам другую процедуру. Такая ситуация говорит о том, что данное упражнение не гарантирует участникам психологическую безопасность. Поэтому не следует «давить» на участников, обвиняя их в пассивности и скрытности, надо проанализировать их возможные страхи и показать их беспочвенность.
Руководитель группы может попросить сомневающихся поделиться своими сомнениями, выяснить отношение к упражнению остальных участников, предложить отказавшимся побыть в роли наблюдателей. Он может также настоять на выполнении упражнения всеми участниками, отложив обсуждение «на потом»; пойти на конфронтацию с группой, напомнив участникам об их обычной манере избегать риска; предложить несколько других упражнений на выбор.
Если не устранить возникшее «сопротивление», то оно будет негативно влиять на дальнейшую работу188.
2) В группе преобладает несерьезное отношение
Смех можно рассматривать как проявление, сходное с агрессией (человек также показывает зубы и издаёт звуки). Если смех не соответствует ситуации тренинга, то, скорее всего, является скрытой агрессией, указывающей на напряжение внутри группы и отсутствие атмосферы безопасности. Требуется спокойное принятие смеха (но не смех вместе с ними) и обнаружение его неадекватности189.
3) Молчание в группе
Молчание в группе возникает довольно часто. Оно может служить выражением протеста или усталости, способствовать росту напряжения или расслаблению. Продолжительное молчание вызывает рост напряжения, пассивность, замкнутость, агрессивность. Оно, как правило, свидетельствует о наличии внутригрупповых проблем и конфликтов и может быть использовано в качестве ценного материала для группового обсуждения. Слишком длительное — более 10 минут — молчание приводит к падению напряжения, т.к. участники в конце концов отвлекаются от актуальной групповой ситуации, погружаются в собственные мысли, воспоминания, переживания, не связанные с групповым процессом, или просто расслабляются и ни о чем не думают190.
Молчание в группе может использоваться ведущим в качестве приема для достижения оптимального уровня группового напряжения, остановки дискуссии, чтобы участники могли обдумать новую информацию, зафиксировать внимание на собственных переживаниях, что-то переосмыслить, переоценить и пр. Психотерапевт должен контролировать периоды молчания, понимать его смысл, значение и причины, а также четко представлять собственные цели и задачи при использовании молчания в качестве приема.,
4) Образование пар и подгрупп
Образование пар и подгрупп в группе носит защитный характер. Когда участники изолируются от группы и ее руководителя, можно использовать следующие приемы191:
■ Перед началом работы заключить с группой договор, согласно которому все участники будут следить за тем, чтобы ничего подобного не происходило.
• Игнорировать поведение пары в расчете на ее спонтанный распад.
• Вовлечь одного из членов пары в общую дискуссию, при этом пара распадается хотя бы временно.
• Призвать пару участвовать в общей работе группы, хотя это может вызвать у участников воспоминание об авторитарном школьном учителе.
• Привлечь внимание группы к поведению пары, чтобы группа сама решила эту проблему.
Формирование сопротивляющейся подгруппы вокруг отрицательного лидера может заблокировать работу группы и привести к ее распаду. Участники подгруппы постоянно опаздывают на занятия, спорят с психологом или молча демонстрируют свое несогласие с ним, проявляют враждебность, позволяют саркастические высказывания. В такой ситуации рекомендуются следующие действия192.
• Вступить в открытую конфронтацию с отрицательным
лидером, чтобы обнаружить его притязания на власть в группе.
• Привлечь внимание группы к происходящему и открыто обсудить проблему.
• Продемонстрировать группе свое чувство дискомфорта в расчете, что это обезоружит «противника».
• Поговорить с отрицательным лидером один на один, чтобы лучше понять мотивы его поведения.
5) Негативно настроенная группа
Это характеризует скорее не группу, а руководителя. Скорее всего, это свидетельство проецирования негативных чувств руководителя на группу. Желательно вовремя распознать и снять эту проекцию, иначе руководитель будет обвинять и критиковать группу, и скорее всего группа действительно начнет относиться к психотерапевту негативно.
6) Участники опаздывают на очередное занятие
На первом занятии вы должны четко оговорить правила поведения на тренинге, в том числе и возможность отчисления за опоздания. Если все же происходит опоздание, то его следует проанализировать в группе как возникновение скрытых негативных чувств к тренеру.
3. Трудности, связанные с личностью руководителя группы и его взаимоотношениями с группой193
1) Группа не нравится руководителю
Это говорит о том, что до занятий руководителем был сформирован образ будущей группы. Соответственно, «идеальные представления» не соответствуют реальной группе, что вызывает ее неприятие. В целях профилактики рекомендуется не конкретизировать заранее ожидания. Чем более они точны, тем сильнее будет разочарование психотерапевта.
2) Руководитель волнуется перед группой
Поскольку подавленные эмоции имеют тенденцию к усилению, а проявленные — к разрядке и исчезновению, то руководителю необходимо рассказать группе о своем волнении, что добавит ему искренности и убедительности. Так следует поступать и с другими беспокоящими чувствами (страх, усталость, злость).
3) Участники требуют от руководителя большей активности и поддержки
Здесь можно руководствоваться выражением Ф. Перлса, что поддержка психолога необходима, но должна быть наименьшей из всех возможных. В данном случае участники проецируют на руководителя свои сильные качества. Помогая им больше необходимого, руководитель тем самым забирает их силу себе и ослабляет участников.
4) Руководитель потерял ориентацию и не знает, что делать дальше
«Золотое правило» психологической помощи заключается в том, что если руководитель группы не знает, что делать, то можно сделать небольшую паузу. Ведущий может помолчать вместе с участниками, рассказать, что в тишине могут происходить такие важные процессы, как самосознание, рефлексия, развитие группового духа.
5) Ведущий почувствовал сильную усталость во время или после тренинга
Усталость свидетельствует о том, что руководитель что-то делает неправильно. Она говорит о несоответствии состояния руководителя группы и состояния группы, трате сил на это противоборство.
6) Участники разговаривают и не обращают внимания на
руководителя группы
В этом случае не стоит обращаться к группе с просьбой: «Послушайте меня». Наиболее эффективным приемом может стать предложение: «Посмотрите, что я сейчас буду делать». Это можно сопровождать замысловатыми движениями рук над головой. Переключение на зрительный канал на некоторое время отключает звуковой. Затем можно поблагодарить участников за внимание и сказать то, что необходимо сказать в соответствие с программой занятия.
4. Трудности, связанные с прекращением групповой психокоррекции
Участник в любое время может прервать групповую терапию, однако это чаще всего случается в начальной и переходной стадиях работы группы, на фоне конфликтов и напряжения в группе. Уход из группы является трудной и неприятной ситуацией для покидающего ее участника (для него это еще одна жизненная неудача), для всей группы (появляются сомнения в успешной работе) и руководителя группы (в определенном смысле это и его неудача)194.
Нередко бывает так, что если группу покидает один, то ее может покинуть и другой или несколько участников, т.е. уход из группы принимает «эпидемический» характер, и это еще больше ослабляет группу. Последствия ухода участника из группы описываются многими психологами, в частности выделяют следующие:
1. Тратятся энергия и время терапевта и участников, пытающихся удержать покидающего группу.
2. Тормозится сплочение группы.
3. Увеличивается опасность обесценивания группы.
Особенно плохо, если участник покидает группу после острой конфронтации или конфликта в группе, потому что его положение в этой ситуации бывает значительно хуже, чем тогда, когда он пришел в группу.
Выделяют 4 важнейшие категории причин, вызывающих уход участника из группы и ведущих к прекращению групповой психокоррекции195:
1) связанные с самим участником;
2) связанные с терапевтом;
3) связанные с отношениями участника и терапевта;
4) связанные с групповым процессом.
5) Опишем эти причины более подробно.
1. Причины, за которые ответственен сам участник19*
1.1. Неспособность выдержать давление других участников,
их негативные реакции, когда участник оказывается в положении «аутсайдера».
1.2. Страх перед самораскрытием и возникновением близких отношений, ярко выраженная интровертность.
1.3. Боязнь возможного негативного воздействия проблем и нарушений других участников.
1.4.Ригидные психологические защиты, мешающие участвовать в работе группы.
1.5.Несовместимость посещения группы с другими форма
ми помощи, чаще всего с индивидуальной психотерапией или
консультированием.
1.6.Интенсивные соматические (психосоматические) жалобы.
1.7.Критические обстоятельства жизни участника (кризисы, резкие изменения в жизни и др.)-
2. Причины, за которые ответствен руководитель группы191
2.1. Неудачный отбор участников в психокоррекционную группу и недостаточная подготовка ее к работе.
2.2. Непригодный стиль руководства группой, нарушение правила конфиденциальности, необъективность по отношению к участникам группы.
2.3. Стремление любой ценой угодить участникам, его «нарцисстическая ранимость».
3. Причины, связанные с отношениями участника и руководителя198
3.1. Неприязнь руководителя к участнику или участника к
руководителю, недостаточный контакт.
3.2. Слишком агрессивное межличностное взаимодействие между участником и руководителем группы.
3.3. Чрезмерная эмоциональность ведущего, когда он слишком раскрывается, становится слишком субъективным, склонен удовлетворять свои потребности в группе.
4. Причины, связанные с групповым процессом199
4.1.Появление подгрупп, особенно направленных против какого-либо участника.
4.2.«Провокатор» в группе, постоянно вызывающий тревогу у кого-либо из участников, особенно когда терапевт терпимо относится к такому поведению.
4.3.Дезорганизующие работу группы нерешаемые конфликты.
5. Исключение участника из группы200
Это особый случай психотерапевтической неудачи, когда ведущий группы должен принять решение, что участнику лучше покинуть группу. Чаще всего такое случается по двум причинам: члену группы может повредить дальнейшее участие в работе группы (угроза оказаться в положении «отвергнутого», возможность психопатологических реакций и др.) или его участие мешает продуктивной работе группы (в некоторых случаях проблематичного поведения). Такой крайний поступок руководителя группы требует от него большой внимательности, чтобы не навредить ни участнику, которому предлагается покинуть группу, ни дальнейшему развитию всей группы.
Эта проблема более конструктивно решается на индивидуальной встрече с участником, так как обсуждение в группе может быть непродуктивным из-за защиты участника или из-за возможных неконструктивных реакций других участников.
Исключение одного участника может вызвать острую реакцию группы. Такое решение руководителя группы участники могут расценить как выражение его субъективности, антипатии к удаляемому участнику. Поэтому психологу важно мотивированно объяснить свои действия, показать участникам, что он заботится об интересах как всей группы, так и уходящего участника и выполняет свой профессиональный долг. Уходящему из группы участнику надо указать возможные способы альтернативной помощи — ему могут быть полезны индивидуальная психотерапия (консультирование) или группа иного характера. Психолог должен помочь человеку понять, что это не его неудача, просто эта форма психокоррекции не подходит для него.