Термин «конъюнктура» происходит от латинского слова conjungere — соединять, связывать. Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура, — это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или в какой-то ограниченный отрезок времени и отражающая текущее соотношение спроса и предложения. Конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров и услуг.
Понятие рыночной ситуации включает в себя:
■ степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
■ сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития;
■ уровень устойчивости или колебания его основных параметров;
■ масштабы рыночных операций и степень деловой активности;
■ уровень коммерческого (рыночного) риска;
■ силу и размах конкурентной борьбы;
■ состояние и положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.
В экономической литературе, наряду с приведенным определением существуют и другие понятия рыночной конъюнктуры:
■ конъюнктура рынка - это совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию;
■ конъюнктура рынка - результат взаимодействия различных факторов (экономических, социальных, природных), определяющих в каждый данный момент времени положение фирмы на рынке;
■ конъюнктура рынка - состояние экономики на данный момент времени, определяемое изменениями различных экономических показателей и др.
Конъюнктурообразующие факторы можно сгруппировать следующим образом:
■ постоянно действующие (изменение условий развития экономики страны, региона; влияние монополий; НТП; воздействие государственного сектора экономики; инфляция), которые можно с относительной долей корректности предвидеть и прогнозировать;
■ непостоянно действующие (стохастическое изменение внешних экономико-политических условий, сезонность производства или завоза продукции; стихийные бедствия, локальные конфликты; влияние конкурентов и др.). которые предвидеть трудно и которое учитываются (принимаются) по факту.
В практике маркетинга выделяют общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру отдельных отраслей экономики или отдельных товарных рынков. Если первая характеризует состояние экономики страны в целом на тот или иной период времени, то вторая изучает текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных конкретных товаров.
Представленная ниже система показателей охватывает важнейшие стороны оценки рыночной конъюнктуры.
1. Предложение товаров (продуктов и услуг) в целом и при распределении отдельных товаров продавцам (производителям, торговым посредникам и другим участникам рыночного процесса), регионам:
2. Покупательский спрос на товары (продукты и услуги) в целом и при распределении по отдельным товарам, покупателям (массовым и личным потребителям), регионам:
3. Пропорциональность рынка:
4.Тенденция развития рынка.
5.Колеблемость, устойчивость и цикличность рынка:
6. Региональные различия состояния и развития рынка:
7. Деловая активность:
8. Коммерческий (рыночный) риск:
9. Масштаб (размер) рынка, уровень монополизации и конкуренции: