Экономический эффект (абсолютный) определяется, как правило, сопоставлением результата (Р) и затрат (З)
Э = Р-З
Результат от внедрения какого-либо мероприятия в конечном итоге может быть выражен либо в виде прироста прибыли, либо в виде снижения издержек производства (обращения).
Социальный эффект характеризуется экономией свободного времени населения, которая может выражаться в часах или быть оценена в стоимостном выражении.
Конкретные подходы к расчету эффекта мероприятий зависят от избранного в дипломном проекте направления исследования.
Так, если в проекте предлагаются решения по внедрению новых видов услуг, форм продвижения товаров, услуг, совершенствованию ценовой стратегии (использование скидок, дисконтных карт и др.), проведению рекламных мероприятий, предоставлению дополнительных видов услуг клиентам (доставка товаров клиентам собственным транспортом, создание благоприятных условий пользования услугами, гарантийное обслуживание и др.), по реализации сопутствующих товаров и т.п., целесообразно рассчитать возможный дополнительный объем выручки и сумму дополнительной прибыли, полученных в результате реализации принятых решений.
|
|
Дополнительный объем выручки (DV) от внедрения новых рекламных средств можно рассчитать по формуле:
DV =
где Vср.дн. – среднедневной объем услуг (продукции) работ предприятия,
b - относительный прирост среднедневного объема реализации услуг за рекламный период, %,
Д – количество дней учета объема реализации услуг (работ) продукции в рекламном периоде.
Дополнительный объем выработки (DV) в результате внедрения новых (дополнительных) видов услуг, реализации сопутствующих товаров и т.п. можно рассчитать по формуле:
(DV) =
где Цi – цена единицы вновь вводимой i–й услуги,
Оi – объем вводимой i -го вида услуг в натуральном выражении,
n – количество видов вводимых услуг.
Прирост прибыли в результате увеличения объема выручки рассчитывается по формуле:
DП = pi*DV,
где pi – прибыль на 1 рубль реализации i -го вида услуг.
Экономический эффект по данной группе мероприятий может быть определен по формуле:
Э = DП-Зт,
где Зт- текущие затраты на реализацию мероприятий (на проведение рекламных компаний, внедрение новых видов услуг, современных способов продвижения товаров и услуг).
Если мероприятия проводятся по направлению, связанному с улучшением организации и использованием управленческого труда, то эффект будет выражаться в снижении издержек производства (обращения), в частности в виде экономии по фонду заработной платы и начислениям по единому социальному налогу.
Если предложения дипломного проекта касаются проблем разработки кадровой политики, совершенствования управления персоналом, систем мотивации и т.п., то эффект может быть оценен через показатели улучшения использования фонда рабочего, условное высвобождение численности, экономии по фонду заработной платы и начислениям по единому социальному налогу.
|
|
Если студентом разрабатываются мероприятия по совершенствованию производственного менеджмента, то эффект может быть выражен снижением трудоемкости изготовления продукции (выполнения работ, услуг), ростом производительности труда, условным высвобождением численности персонала, снижением издержек производства и другими показателями.
Расчет экономической эффективности при внедрении мероприятий, направленных на совершенствование маркетинга на предприятии строится на ожидаемом увеличение объема реализации продукции и услуг, поскольку маркетинговые мероприятия затратны. Любое увеличение объема реализации без серьезных капитальных затрат позволяет экономить на условно постоянных издержках и получить эффекта от масштаба производства.
Увеличение объема реализации может быть следствием грамотной ценовой политики. Уровень цен на продукцию исследуемого предприятия можно повышать, если цены конкурентов более высокие и это не приведет к снижению объема реализации в натуральном выражении. Уровень цен на продукцию предприятия можно понизить, если это приведет к значительному увеличению объема реализации в натуральном выражении, экономии на условно постоянных издержках и увеличению валовой прибыли предприятия.
В ходе расчетов можно определить такие показатели, как валовая прибыль от реализации продукции и услуг, прибыль на единицу продукции, рентабельность продукции, рентабельность капитала, запас финансовой прочности предприятия при разных уровнях цен, порог рентабельности, пороговое количество продукции, построить график достижения безубыточности.