Крупные компании являются наиболее передовыми в смысле внедрения социальных программ. Однако это не означает, что средние и малые предприятия могут оставаться в стороне от этого процесса. С одной стороны, «крупные» контрагенты оказывают на них порой весьма существенное давление, с другой – существуют факторы, в силу которых они традиционно являются более социально ответственными, хотя, возможно, не проводят аудитов и не отвечают никаким официальным стандартам:
– средние и малые предприятия (СМП) гораздо менее мобильны, чем транснациональные компании, они не могут просто уйти из региона на какое-то время, поэтому их подход к инвестированию и эксплуатации оборудования более ответственный, в большей степени учитывает местные особенности;
– некоторые семейные и индивидуальные компании являются выразителями религиозных или филантропических ценностей владельцев, к тому же, в отличие от акционерных компаний, они тратят свои деньги;
– у СМП больше связей с местной гражданской и культурной средой, они в большей степени учитывают местные риски.
|
|
Исследования, связанные со средними и малыми предприятиями в Европе, констатируют, что СМП обычно больше внимания уделяют:
– экологическим аспектам своей деятельности, чем социальным или экономическим (это также отражает большую степень обработанности экологических стандартов, процессов экологического аудита и сертификации);
– какому-то одному аспекту социальной ответственности, в отличие от крупных компаний, склонных делать «все понемногу»;
– социальным программам, если имеют большую сеть контрагентов, сконцентрированы на качестве продукции, имеют контакты
С иностранными клиентами, осуществляют виды экономической деятельности с большими потенциальными экологическими опасностями или с большим использованием интеллектуального капитала.