Основные тенденции этнопсихологических исследований (релятивизм, абсолютизм, универсализм).
Релятивизм:
· все психологические феномены обусловлены культурным контекстом
· максимизация межкультурных различий в содержании и структуре психических процессов
· чувство уважения к каждому изучаемому народу
· все культуры равные, но разные (Ф. Боас)
· мало интересуются установлением сходства между ними, а различия интерпретируют с качественной, а не с количественной точки зрения
· стремятся избежать даже намека на предпочтение собственной группы
· пытаются понять людей на «их собственном языке» и «исходя из их ценностей»
· описание и оценку любых явлений с точки зрения внешнего наблюдателя они рассматривают как унижение [с. 74]людей
· проводят emic исследования, избегающие сравнений и использующие методы, специально созданные для данной культуры и на ее языке
Абсолютизм:
· абсолютизация сходства между культурами: отрицается любая специфика, игнорируются очевидные различия между ними
|
|
· в исследованиях используются неадаптированные стандартные методики
· осуществляют оценочные сравнения
· культуры одинаковые, но неравные
· псевдо -etic подход или «навязанный» etic подход.
· при проведении исследований исходят из ценностей и норм собственной культуры
· есть более сложный случай проявления абсолютистских тенденций, в котором культуры равные и одинаковые (Коул), наличие различий объясняют неспособностью существующих методик выявить внутреннее сходство между психологическими явлениями.Использование emic — подхода.
Универсализм:
· единство психики с возможными достаточно существенными внешними различиями
· базовые психологические процессы являются общими для человеческих существ повсюду на Земле, но на их развитие и проявления серьезное влияние оказывает культура
· К ультуры равные, внешне разные, но в основе своей одинаковые
· В исследованиях проводятся сравнения, но с большими предосторожностями, со стремлением избежать оценок и предпочтения своей культуры
· Используются стандартные методики, но обязательно адаптированные к каждой изучаемой культуре
· Главный вопрос: в какой степени и какими способами культура влияет на внутренний мир человека?
· комбинированный подход (etic—emic—etic).