Фамилия,
инициалы
ученого
| Наимено- вание возрастно- го периода
| 1Продолжи-
тельность
возрастного
периода
| Ведущая
деятель-
ноеть
| Основные психологические новообразования
|
|
|
|
|
|
Выготский Л.С.
| Раннее детство
Кризис 3-х лет
| 1-3 года
|
Предмет- ная дея- тельность
| Речь как коммуникативная функция. Возникновение устойчивого, независимого от внешних положений осмысленного восприятия.
Перестройка социальных взаимоотношений личности-ребенка и окружающих людей.
Новое отношение ребенка к собственному аффекту.
|
Эльконин Д.Б.
| Раннее детство
Кризис 3-х лет
| 1- 3 года
| Предмет-
но-
манипуля-
тивная
| Речь. Наглядно-действенное мышление. Целеполагание. Появление собственно орудийных действий. Появление у ребенка феномена «Я-сам».
|
Слободчи-
ковВ.И.,,
Исаев Е.И.
| Раннее детство
Кризис раннего детства
| 13-
3,0 года
2,5-3,5 года
| Предмет- ные действия
| Синтез самости. Развитие познавательной и двигательной активности. Формирование наглядно-действенного и первичных форм наглядно-образного мышления.
Становление первичного идеального, внутреннего плана действий, плана представлений.
Складываются основные структуры языка, активная речь, овладение лексикой, грамматикой, прагматикой языка. Превращение речи в основное средство общения.
Возникновение устойчивого интереса к другим детям.
Появление новой формы организации сознания - «Я - действие». Становление самодействующего субъекта; потребность утверждать и завоевывать свою самостоятельность; Симптомы негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, своенравия, проявления протеста в поведении, обесценивания предметов, ревности, стремления к деспотизму.
|
Мухина В.С.
| Ранний возраст
| 1-3 года
| Предмет- ная дея- тельность
| Развитие речи.
Развитие соотносящих и орудийных действий.
Освоение замещений.
Развитие знаковой функции сознания.
Вхождение в мир постоянных вещей.
|
Сапогова Е.Е.
| Раннее детство
| 1-3 года
|
| Предметная деятельность. Возникновение речи. Развитие самостоятельной ходьбы. Возникновение сознания, выступающего для других в виде собственного «Я».
|
Немов Р.С.
| Ранний возраст
| 1 -3 года
| Предмет- ная дея- тельность
| Способность понимать, развитие подражания, появление первых признаков эгоцентрической речи. Сознательно контролируемые произвольные действия. Начало вербализации познавательных процессов, овладение речью. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.
|
Ермолаева М.В
| Ранний возраст
| 1-3 года
| Предмет- ная дея- тельность
| Качественное изменение понимания речи, «языковые» открытия, формирование собственной активной речи, усвоение грамматических форм родного языка. Развитие зрительной ориентировки. Переход от использования готовых связей или связей, показанных взрослыми к их установлению. Наглядно-действенное мышление. Мысленные действия с образами, представлениями о предметах и способах их употребления. Начало формирования знаковой (символической) функции сознания. Появление воспоминания, увеличение латентного периода воспоминания. Развитие воображения. Образование «системы - Я».
|