Концепция партисипативного управления

Эта концепция получила название от английского слова participant – участник. Она исходит из того, что если работник активно участвует во внутрифирменной деятельности и получает от своего труда удовлетворение, то он работает более производительно и качественно. Партисипативное управление открывает работникам доступ к принятию решений по управлению предприятием в виде разных форм самоуправления и «кружков качества». Это мотивирует работника к лучшему выполнению работы, что в итоге положительно сказывается на произ-водительности и качестве.

На передовых предприятиях, там, где высока доля творческих, трудолюбивых и исполнительных работников, работающих в рамках теории «У», можно говорить о прямой связи между самоуправлением и мотивацией работников.

Если же говорить о предприятиях – банкротах, где велика доля отсталых работников, нарушающих трудовую дисциплину, работающих с браком и малопроизводительно, то очевидно, что на них концепция партисипативного управления неприменима. Здесь более предпочтительна теория «Х».

Партисипативная модель позволяет связать мотивы, стимулы и потребности людей, работающих в группах, на основе разнообразных форм самоуправления трудовых коллективов. Работник реализует свои потребности самовыражения, признания и принадлежности к социальной группе, а предприятие достигает важнейших результатов – высокой производительности и качества труда.

Несмотря на большие плюсы концепции партисипативного управления специалисты считают, что она найдет широкое применение в странах СНГ только по мере роста общей к ультуры и морали трудящихся и после полного исчерпания резервов чисто авторитарного стиля управления и простых концепций мотивации.

Основная литература: 1 осн. [282-308], 2 осн. [57-61,148-150,350-360], 8 осн. [360-387], 11 осн. [387-394], 12 осн. [ 81-93]

Дополнительная литература: 1 доп.[ 164-250]

Контрольные вопросы:

1. Дайте определения понятий «мотив», «мотивационная структура», «мотивация», «процесс мотивации», «потребность», «вознаграждение», «стимул».

2. Что отражает закон результата и какую роль в мотивации играет вознаграждение и в чем разница между внешним и внутренним вознаграждением?

3. Расскажите о первоначальных теориях мотивации.

4. Какие содержательные теории мотивации вы знаете? Охарактеризуйте каждую из них.

5. Какие процессуальные теории мотивации вы знаете? Охарактеризуйте каждую из них.

6. В чем разница между содержательными и процессуальными теориями мотивации?

7. Какую роль в мотивации трудовой деятельности играют три фактора, используемые теорией ожиданий: усилия — результаты, результаты - вознаграждения, удовлетворенность вознаграждением.

8. Какова степень применимости теории ожидания в практике управления?

9. Какие выводы можно сделать из теории справедливости для ее использования в практике управления?

10. Каковы последствия для практики управления вывода, сделанного Портером и Лоулером о том, что «результативность труда вызывает удовлетворение работой»?

11. Какую роль играют потребности власти, успеха и принадлежности в теории мотивации Мак-Клелланда?

12. Расскажите о концепции партисипативного управления. В каких условиях она может быть реализована?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: