Внедрение систем управления качеством проводится по этапам:
1) принятие решения о создании системы качества;
2) внедрение состоит в проверке её функционирования и если потребуется – в корректировке. При этом проверяется: достаточно ли предусмотрено в системе функций для эффективного управления качеством продукции; осуществляются ли элементы и функции системы качества на рабочих местах; установлены ли исполнители функций; все ли этапы производства охвачены воздействием системы качества; имеются ли необходимые методики работ и оформлены ли они документально; нуждаются ли в корректировке структура, функции и документация системы качества.
Руководство по качеству кроме описания основных положений системы качества по всем элементам стандартов, содержит также сведения о предприятии и его деятельности в области качества, регламентирует распределение обязанностей, полномочий и ответственности персонала предприятия в системе качества.
Следующая группа документов – стандарты предприятия, регламентирующие управленческие и рабочие процедуры по обеспечению качества. Стандарт предприятия в системе качества – документ, устанавливающий правила, порядок, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности.
|
|
Положения стандарта, содержащие требования, которые должны быть удовлетворены, называют нормами. Если норма содержит количественную характеристику, то применяют термин «норматив».
16. Основные принципы построения систем управления качеством продукции
Применительно к системам управления принципы представляют собой основные правила, положения, идеи, определяющие направления построения и функционирования систем, данными правилами должны руководствоваться кадры управления в своей деятельности.
Все принципы делят на общесистемные и специальные, однако главным является принцип системности.
Как при построении, так и при функционировании необходимо учитывать ряд объективных общих принципов: сбалансированного демократического централизма, оптимального сочетания единоначалия и коллегиальности, ответственности, активизации и стимулирования, делегирования полномочий, заинтересованной творческой работы всех кадров управления.
Из общесистемных принципов необходимо отметить следующие:
- систематичность, целенаправленность, делимость, иерархичность, взаимодейственность, согласованность, оперативность, комплексность, преемственность, научность, автономность, экономичность, перспективность развития, оптимальность, устойчивость, комфортность, специализация работ, концентрация, адаптивность, простота и доходчивость, замкнутость (управленческого процесса).
|
|
Разрабатывается СУКП с учетом всех принципов в комплексе: ориентация на потребителя, продуктовый подход, охват всех стадий жизненного цикла продукции, сочетание обеспечения управления и улучшения качества, предупреждение проблем и других.
Остановимся подробнее на основных принципах:
Ориентация на потребителя. Анализ и изучение рынка позволяет производить только то, что продается, естественно, при изучении рынка необходимо:
- установить потребность в продукте (товаре);
- выявить требования потребителя с помощью анализа нужд рынка;
- определить рыночный спрос и сектор рынка, так как это необходимо для установления сортности, количества, цены и сроков выпуска;
- довести информацию о всех требованиях потребителя в рамках организации;
- проанализировать наличие у подразделений предприятия возможностей для удовлетворения требований потребителя.
Требования к товару должны содержать: эксплуатационные, органолептические характеристики, используемые стандарты и установленные законом правила; проверку и/или контроль обеспечения качества. При анализе рынка продукцию сравнивают с аналогичной продукцией конкурентов (по видам, маркам, сортам и т.д.).
Продуктивный подход. Согласно данного принципа управление в СУК должно осуществляться по каждому выпускаемому виду разнородной продукции в отдельности.
Охват всех стадий жизненного цикла продукции. Важнейшее требование, предъявляемое к системам качества – они должны охватывать все этапы ЖЦП. Основные этапы ЖЦП: анализ и изучение рынка; проектирование товара, разработка производственных процессов; материально-техническое снабжение; производство продукта (товара), упаковка и хранение его; контроль, проведение испытаний и исследований; реализация и распределение выработанной продукции; эксплуатация, техническая помощь и обслуживание, послепродажный сервис; утилизация или переработка товаров (продукции) по истечении срока реализации.
Обеспечение управления и улучшения качества. Система комплексного управления качеством имеет две взаимосвязанные цели: выработку привычки к улучшениям и стремление к совершенству. Чтобы достичь их, необходимо воспитать у работников привычку постоянно улучшать продукцию.
К принципам, способствующим дальнейшему совершенствованию качества, относятся:
- возложение ответственности на производственные подразделения;
- последовательное решение проблем качества на основе передовых достижений теории и практики в этой области;
- налаживание системы изучения рекламаций потребителей;
- стремление к всеобщему участию в процессах улучшения качества;
- понимание того, что даже самая отлично работающая система со временем будет терять свою эффективность;
- систематическое обучение всех задействованных в системе специалистов (работников) передовым методам организации работ;
- мобилизация физического и интеллектуального потенциала работников на конкретных участках производства;
- пропаганда повышения качества;
- ежедневная проверка оборудования, приборов, оснастки, инвентаря.
Предупреждение проблем. Основную деятельность необходимо направить не на решение, а на предупреждение проблем качества. Улучшение качества – постоянная деятельность. Начинать надо с освоения новой конкурентоспособной продукции, налаживания дилерской торговой сети продаж, распространения продукции и информации о ней.
Современный подход к управлению качеством нацелен на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях предприятия с ориентацией на контроль качества процессов и предотвращение возможности дефектов (пороков). Важным элементом управления качеством является детальное исследование и анализ возникающих проблем обеспечения качества на всех этапах разработки, освоения, производства и реализации продукции.
|
|