Системы управления качеством продукции. Последовательность разработки и внедрения систем. Руководство по качеству. Стандарты предприятия

Внедрение систем управления качеством проводится по этапам:

1) принятие решения о создании системы качества;

2) внедрение состоит в проверке её функционирования и если потребуется – в корректировке. При этом проверяется: достаточно ли предусмотрено в системе функций для эффективного управления качеством продукции; осуществляются ли элементы и функции системы качества на рабочих местах; установлены ли исполнители функций; все ли этапы производства охвачены воздействием системы качества; имеются ли необходимые методики работ и оформлены ли они документально; нуждаются ли в корректировке структура, функции и документация системы качества.

Руководство по качеству кроме описания основных положений системы качества по всем элементам стандартов, содержит также сведения о предприятии и его деятельности в области качества, регламентирует распределение обязанностей, полномочий и ответственности персонала предприятия в системе качества.

Следующая группа документов – стандарты предприятия, регламентирующие управленческие и рабочие процедуры по обеспечению качества. Стандарт предприятия в системе качества – документ, устанавливающий правила, порядок, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности.

Положения стандарта, содержащие требования, которые должны быть удовлетворены, называют нормами. Если норма содержит количественную характеристику, то применяют термин «норматив».

16. Основные принципы построения систем управления качеством продукции

Применительно к системам управления принципы представляют собой основные правила, положения, идеи, определяющие направления построения и функционирования систем, данными правилами должны руководствоваться кадры управления в своей деятельности.

Все принципы делят на общесистемные и специальные, однако главным является принцип системности.

Как при построении, так и при функционировании необходимо учитывать ряд объективных общих принципов: сбалансированного демократического централизма, оптимального сочетания единоначалия и коллегиальности, ответственности, активизации и стимулирования, делегирования полномочий, заинтересованной творческой работы всех кадров управления.

Из общесистемных принципов необходимо отметить следующие:

- систематичность, целенаправленность, делимость, иерархичность, взаимодейственность, согласованность, оперативность, комплексность, преемственность, научность, автономность, экономичность, перспективность развития, оптимальность, устойчивость, комфортность, специализация работ, концентрация, адаптивность, простота и доходчивость, замкнутость (управленческого процесса).

Разрабатывается СУКП с учетом всех принципов в комплексе: ориентация на потребителя, продуктовый подход, охват всех стадий жизненного цикла продукции, сочетание обеспечения управления и улучшения качества, предупреждение проблем и других.

Остановимся подробнее на основных принципах:

Ориентация на потребителя. Анализ и изучение рынка позволяет производить только то, что продается, естественно, при изучении рынка необходимо:

- установить потребность в продукте (товаре);

- выявить требования потребителя с помощью анализа нужд рынка;

- определить рыночный спрос и сектор рынка, так как это необходимо для установления сортности, количества, цены и сроков выпуска;

- довести информацию о всех требованиях потребителя в рамках организации;

- проанализировать наличие у подразделений предприятия возможностей для удовлетворения требований потребителя.

Требования к товару должны содержать: эксплуатационные, органолептические характеристики, используемые стандарты и установленные законом правила; проверку и/или контроль обеспечения качества. При анализе рынка продукцию сравнивают с аналогичной продукцией конкурентов (по видам, маркам, сортам и т.д.).

Продуктивный подход. Согласно данного принципа управление в СУК должно осуществляться по каждому выпускаемому виду разнородной продукции в отдельности.

Охват всех стадий жизненного цикла продукции. Важнейшее требование, предъявляемое к системам качества – они должны охватывать все этапы ЖЦП. Основные этапы ЖЦП: анализ и изучение рынка; проектирование товара, разработка производственных процессов; материально-техническое снабжение; производство продукта (товара), упаковка и хранение его; контроль, проведение испытаний и исследований; реализация и распределение выработанной продукции; эксплуатация, техническая помощь и обслуживание, послепродажный сервис; утилизация или переработка товаров (продукции) по истечении срока реализации.

Обеспечение управления и улучшения качества. Система комплексного управления качеством имеет две взаимосвязанные цели: выработку привычки к улучшениям и стремление к совершенству. Чтобы достичь их, необходимо воспитать у работников привычку постоянно улучшать продукцию.

К принципам, способствующим дальнейшему совершенствованию качества, относятся:

- возложение ответственности на производственные подразделения;

- последовательное решение проблем качества на основе передовых достижений теории и практики в этой области;

- налаживание системы изучения рекламаций потребителей;

- стремление к всеобщему участию в процессах улучшения качества;

- понимание того, что даже самая отлично работающая система со временем будет терять свою эффективность;

- систематическое обучение всех задействованных в системе специалистов (работников) передовым методам организации работ;

- мобилизация физического и интеллектуального потенциала работников на конкретных участках производства;

- пропаганда повышения качества;

- ежедневная проверка оборудования, приборов, оснастки, инвентаря.

Предупреждение проблем. Основную деятельность необходимо направить не на решение, а на предупреждение проблем качества. Улучшение качества – постоянная деятельность. Начинать надо с освоения новой конкурентоспособной продукции, налаживания дилерской торговой сети продаж, распространения продукции и информации о ней.

Современный подход к управлению качеством нацелен на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях предприятия с ориентацией на контроль качества процессов и предотвращение возможности дефектов (пороков). Важным элементом управления качеством является детальное исследование и анализ возникающих проблем обеспечения качества на всех этапах разработки, освоения, производства и реализации продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: