Правовая система – это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений и средств, с помощью которых осуществляется необходимое регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.
Структура правовых систем:
1.Правосознание;
2.Правовая идеология;
3.Правовая культура;
4.Право;
5.Законодательство;
6.Правоотношения;
7.Правопорядок;
8.Юридическая практика;
Правова́я систе́ма — совокупная связь системы права (в том числе системы законодательства), правовой культуры и правореализации.
Наличие общих признаков и черт у разных правовых систем позволяет классифицировать их между собой или подразделять в зависимости от тех или иных общих признаков и черт – критериев на отдельные группы, или правовые семьи.
Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью генезиса, источников права, основных правовых понятий и конструкций, способов, методов и принципов юридической деятельности.
|
|
Каждая правовая семья уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом, формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями.
Критериями являются:
ñсоотношение и использование источников права,
ñроль суда в создании прецедентов,
ñпроисхождение и развитие системы права.
Наиболее известной является классификация французского учёного Рене Давида, в соответствии с которой выделяются:
ñ романо-германская правовая семья
ñ англосакская правовая семья
ñ религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.)
ñ социалистическая правовая семья
ñ традиционная правовая семья,
ñ некоторые другие правовые семьи.
Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права.
Признаки:
1) Основной источник права — нормативный акт.
2) Чёткое деление норм права на отрасли.
3) Все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право.
4) В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы.
Англосакская правовая система. К ней относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Признаки:
1) Основной источник права - правовой (судебный) прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);
2) Ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;
|
|
3) На первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке;
4) Главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;
5) Нет кодифицированных отраслей права;
6) Отсутствует классическое деление права на частное и публичное;
7) Широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
8) Юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.
Религиозная правовая семья. К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.
Признаки:
1) Главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;
2) Источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;
3) Тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;
4) Особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;
5) Отсутствует деление права на частное и публичное;
6) Нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;
7) Судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;
8) Во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).
Социалистическая правовая семья. Есть две точки зрения: 1) ответвление романо-германской правовой системы 2) самостоятельная правовая система.
Признаки:
1) государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни
2) законодательное закрепление большого числа социальных гарантий
3) упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности
При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы. В рамках англосаксонской системы развитие в сторону социалистической системы не наблюдалось. Одним из характерных, хотя и второстепенных, институтов социалистического права являлся товарищеский суд.
Традиционная правовая семья. Традиционные правовые системы до сих пор встречаются в некоторых странах Центральной и Южной Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании.
Признаки:
1) Внутри племенной общины или этнической группы регулирование общественных отношений происходит посредством многочисленных обычаев и традиций. Они являются для них неписанными нормами поведения, которые складывались в течение длительного времени и вошли в привычку в результате многократного применения.
2) Повиновение нормам обычного права происходит добровольно и основано на уважении духов предков или духов природы.
3) Регулируется, как правило, поведение коллектива, а не отдельной личности, поэтому оно является правом групп и сообществ, и не является правом индивидов (то есть это не субъективное право).
4) Правосудие осуществляют старейшины, жрецы или вожди, в том числе судебное разбирательство может осуществлять сам потерпевший. При совершении тяжкого преступления допускается месть по принципу «око за око».
|
|