Разговор об эмоциях и чувствах мы начнем с вопроса, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? На самом деле, вы уже знаете, что благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изучаемых процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности человек осуществляет свои планы и т.д.
Может легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, наконец, без любви и ненависти? В тоже время, из собственного опыта вы знаете, что вся наша познавательная и предметная деятельность, вообще вся наша жизнь немыслима без эмоций, без чувств.
Для того чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе человека, лишенного эмоциональной жизни...
Своими ощущениями, восприятиями, представлениями, мышлением человек познает мир, его закономерности, познает себя, свою
деятельность, оценивает результаты своего познания. На основе этого возникает определенная оценка объектов и явлений внешнего и внутреннего мира, определенное отношение к ним. Но мы не только определяем мышлением наше отношение к внешнему и внутреннему миру, мы переживаем это отношение. Вот это переживание своего отношения к явлениям внутреннего и внешнего мира, к своим действиям и действиям других и называется эмоциями,
Термин «эмоция» происходит от латинского «emovere» - волновать.
Эмоции выражают собой субъективные состояния человека, связанные с его потребностями и мотивами.
Эмоции - одна их важнейших сторон психических процессов, они имеют большое значение в регулировании психических и соматических процессов. Наши эмоции и чувства являются тонким индикатором, мотиватором поведения, указывающим степень полезности раздражителя для жизнедеятельности (эмоции) или для взаимоотношений личности и общества (чувства).