Тесты:
1.Типологию темперамента, включающую 4 типа – холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик предложил:
1) Парменид.
2) Гиппократ.
3) Солон.
4) Гераклид.
2. К.Г. Юнг предложил типы личности:
1) экстраверт – интроверт.
2) сильный – слабый.
3) живой – безудержный.
4) амбаверт – прагматик.
3. Одним из представителей конституционального подхода при определении темперамента является:
1) Павлов И.П..
2) Шелдон У.
3) Лазурский А.Ф.
4) Юнг К.Г.
4. Типологию, основанную на изучении зависимости психических заболеваний от конституционального строения, предложил:
1) Э. Кречмер
2) Б.М. Теплов
3) Г.Ю. Айзенк
4) У. Шелдон
5. В теории И.П.Павлова были выделены:
1) типы темперамента.
2) типы нервной системы.
3) типы высшей нервной деятельности.
4) типы личности.
Ситуационные задачи
1. В языковом обиходе прочно утвердилось сочетание «комплекс Наполеона», фиксирующее наличие особых характерологических качеств мужчин маленького роста. Каково научно-психологическое объяснение этого явления? Каков общий механизм взаимосвязи физического и психического в развитии человека?
|
|
2. Возможно ли утверждение о том, что «личностью не рождаются, а становятся», перенести на оформление индивида как мальчика или девочки? Согласны ли Вы с утверждением, что биологический пол индивида – предпосылка становления психологического пола человека? Для ответа на поставленные вопросы воспользуйтесь медицинской и психологической литературой по изменению пола индивида.
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
1. Современное состояние типологических теорий и воззрений.
2. Мой конституционный тип (подготавливает каждый обучающийся).
8. Рекомендованная литература по теме занятия:
основная:
1.Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2011. - 583 с.
2.Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2009. - 272 с.
- дополнительная:
1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
Занятие № 13
Тема: «Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека»
2. Форма организации занятия: семинарское занятие.
3. Значение изучения темы: формирование представлений о темпераменте человека, знакомство с базовыми типологиями и фундаментальными свойствами, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведение человека.
4. План изучения темы:
Контроль исходного уровня знаний.
Дайте определения следующим понятиям: темперамент, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.