Коррекция девиантного поведения

Функции процесса перевоспитания при коррекции личности девианта:

1. Воспитательная - восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсаторная — формирование у молодого человека стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3. Стимулирующая - активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.

4. Корректирующая - исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентации, установок, поведения.

Коррекция девиантного поведения - социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

5. Регулирующая — это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом.

По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.

Регуляция и коррекция осуществляются на основе мобилизации усилий в целях успешного их выполнения. Поэтому существенную роль в ней играют волевые личностные качества человека. Они позволяют личности мобилизовать внутреннюю энергию, проявить активность не только при благоприятных условиях, кризисах, конфликтах и т.п., но и при внешних препятствиях. Благодаря воле коррекция личностных свойств, поступков и деятельности приобретает самостоятельный характер, становится самокоррекцией.

Элементы самокоррекции:

· принятие индивидом цели,

· учет условий деятельности,

· ее программирование,

· оценку результатов,

· коррекцию.

Самоанализ имеет непосредственное отношение еще к одному фактору — самосознанию - осознанию и адекватной оценке индивидом особенностей своей социальной деятельности, поступков и т.п. и своих индивидуальных качеств.

13.Социально и педагогически запущенный ребенок как объект

профилактики и коррекции

Индивидуально-типологические особенности личности Свойства субъекта деятельности Свойства субъекта общения Свойства субъекта самосознания
Дисгармония психического развития, противоречивость и неустойчивость личностного развития. Дисгармония мотивов учения, низкая учебно-познавательная активность, несформирован- ность основных учебных умений, неуспешность обучения, школьная тревожность. Неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств, слабая социальная рефлексия, неадекватность поведения, низкий социальный статус, недостаток знаний этического характера. Нарушение образа «Я», неадекватная самооценка, неадекватный уровень притязаний, неудовлетворенная потребность в признании и принятии.
Неадекватная социальная активность Труднообучаемость Трудновоспитуемость Общая средовая дезадаптация

Примерная модель комплексной психолого-педагогической реабилитации и педагогически запущенных детей.

Социальная ранняя коррекция предполагает:

· определение личностной перспективы ребенка;

· демонстрация ребенку групповой поддержки;

· статусное перемещение, организация успеха;

· выделение симптомокомплексов, требующих коррекции;

· разработка и реализация программ коррекции;

· внедрение методов социальной ранней коррекции;

· анализ результатов коррекционной работы с ребенком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: