Этические нормы приветствия

Сущность и достоинства мусульманского приветствия (салям). Согласно аятам Корана и хадисов Пророка мусульмане должны приветствовать друг друга специальными словами которые называются словами приветствия – салям. Приветствовать встречного является важной сунной, которого Пророк никогда не оставлял, а отвечать на приветствие обязанность. Слова приветствия – это прошение у Всевышнего всего самого хорошего для своего брата по вере. Знай, что в пользу основы приветствия (салям) говорят Коран, Сунна и единодушное мнения учёных-богословов (иджма‘). Что же касается частных и второстепенных вопросов, имеющих к этому отношение, то их имеется множество.

У представителей каждой конфессии и каждой нации имеются свои, свойственные только им способы приветствия. Одни приветствуют друг друга поклоном головы, другие – поднятием руки или сняти­ем головного убора, третьи – словами. Иногда мусульмане России пользу­ются приветствиями «Здравствуйте!», «Привет!», «Будь здоров!», «До свидания!», «Пока!» и т. п. Разумеется, в этих приветствиях нет ничего плохого, но они не идут ни в какое сравнение с приветствием, связан­ным с именем Аллаха, салямом. Поэтому мусульманину лучше свою речь начать с исламского приветствия. Когда Про­рок صل الله عليه وسلَّم сидел в кругу сподвижников, подошёл один араб и поприветствовал их словами «Да будет утро благом»). Тогда Пророк* сказал: «Всевыш­ний Аллах дал нам более лучшее привет­ствие, это " السلام عليكم"».

В этом приветствии заложена лю­бовь к тому, к кому оно обращено, пожелание ему до­бра, благоденствия, спокойствия и мира в обоих мирах. Известный учёный-богослов Ма'варди сказал, что первая часть приветствия «السلام» - одно из имён Аллаха. И это означает пожелание другому оставаться под защи­той Аллаха. Приветствие «السلام عليكم» порождает любовь между людьми и объеди­няет их. Учитывая это. Пророк صل الله عليه وسلَّم велел приветствовать часто, как знакомых, так и незнакомых. Также Пророк صل الله عليه وسلَّم указал на то, что приветствие становится поводом для любви между людьми и признаком крепости веры, а крепость веры - признак открытой дороги в Рай.

Приветствие пришло ещё со времён пророка Адама (а.с). В достоверном хадисе говорится: «Когда Аллах создал пророка Адама (а.с), Он сказал ему: «Поприветствуй ту группу сидящих ангелов и выслушай их ответ, это и есть форма приветствия для тебя, твоих детей и потомков».

Он пошёл и сказал: «السلام عليكم», и ангелы от­ветили ему: «السلام عليكم ورحمة الله», добавив выражение «ورحمة الله [47]» (аль- Бухари, Муслим).

Приветствие считается желательным (сунной), и тому, кто привет­ствует, Аллах запишет вознаграждение. Но отвечать на приветствие обязательно (фарз), а тот, кто не ответит на приветствие, впадает в грех.

Имама Ахмада спросили: «Если человек проходит перед группой людей и приветствует их, а они не отве­чают, что ему следует делать?» Он ответил: «Ему сле­дует поторопиться и как можно быстрее отдалиться от этих людей, чтобы проклятие, ниспослан­ное на них, не коснулось и его».

На приветствие следует ответить сразу же. Если приветствуют группу людей, достаточно отве­тить одному человеку, как достаточно приветствовать от большой группы людей одному. Ответ на приветствие ценится дороже, чем само при­ветствие, в соответ­ствии с аягом Корана, в котором говорится:

Смысл: «Когда вас приветствуют, вы отвечайте на приветствие так же или ещё лучшим, красивым при­ветствием» (4: 86.)

В хадисе, приводимом Муслимом и аль-Бухари, говорится, что некий человек спросил Пророка صل الله عليه وسلَّم: «Какое деяние Ислама является наилучшим?» Пророк * ответил: «Чтобы ты кормил и приветствовал тех, кого ты знаешь и кого ты не знаешь»..

Также в достоверном хадисе говорится: «Посланник Аллаха * велел нам придерживаться семи вещей:

1. Навещать больных.

2. Провожать погребальные носилки.

3. Просить милости тому чихнувшему, который восхвалил Аллаха.

4. Поддерживать слабого.

5. Помогать притесняемому.

6. Распространять приветствие (салам), т.е. часто приветствовать других.

7. Выполнять обещание и клятву».

Абу Хурайра передаёт, что Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, и не будете верующими по-настоящему до тех пор, пока не станете любить друг друга. Так не указать ли вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Почаще приветствуйте (дайте салам) друг друга».

В хадисе, рассказанном ат-Тирмизи, говорится, что Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «О люди, распространяйте приветствие (салам), угощайте друг друга, поддерживайте родственные связи, молитесь, когда люди будут спать[48], и вы войдете в Рай».

Так же передали, что Абдуллах ибн Умар (р.а) приветствовал всех, кого встречал на рынке. И когда его спросили, зачем он ходит на рынок, в то время как он не покупает там ничего, он говорил: чтобы распространять салам.

В хадисе, переданном аль-Бухари, говорится, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «В полной мере обладает верой тот, кому присущи три качества:

1. Справедливость: то есть выполнение всех обязанносей и остережение от всего запретного; выполнение всех обязательств перед людьми; оставление того, что не положено себе; сохранение себя от всего низкого, недостойного.

2. Приветствовать каждого мусульманина, что является простотой, скромностью, добродушием и равенством ко всем мусульманам.

3. Быть щедрым, находясь в нужде, т.е.расходовать свои средства на благо, когда сам испытываешь бедность, не боясь бедности, что является упованием на Аллаха и милосердием к мусульманам». Да одарит нас Всевышнийэтими качествами. Таким великим и ценным деянием является приветствование других.

О том, как следует приветствовать людей. Знай, что мусульманину, который обращается со словами приветствия, лучше всего говорить: «Ассаламу ‘алайкум ва рахматуллах» («Салам Аллаха вам и Его милость!»). В ответ на это приветствие следует сказать: «Ва ‘алайкуму-ссалам ва рахматуллахи ва баракатух». («И вам салам Аллаха, Его милость и благодать!»)

В хадисе, переданном Абу Давудом и ат-Тирмизи, говорится: «Один человек пришёл к Пророку صل الله عليه وسلَّم и сказал: «السلام عليكم» и Пророк* ответил на его приветствие, после чего тот человек сел, а Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Десять». Потом пришёл другой, который сказал: «السلام عليكم ورحمة الله», и Пророк * ответил ему и после чего тот сел, а Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Двадцать». Потом пришёл третий, который сказал: «السلام عليكم ورحمة الله وبركاته», и Пророк * ответил на приветствие этого человека, после чего тот сел, а Пророк * сказал: «Тридцать». Потом пришёл четвёртый, который сказал: «السلام عليكم ورحمة الله وبركاته ومغفرته» («…и Его прощение»), и Пророк * ответил на приветствие этого человека, после чего тот сел, а Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Сорок», а потом добавил: «Так и достигается превосходство» (то есть с каждым дополненным словом из вышеуказанных вознаграждение увеличивается на десять).

Также есть хадис, в котором повествуется о желательности говорить السلام عليكم ورحمة الله وبركاته ورضوانه ومغفرته

добавиввыражение «ورضوانه» («…и Его довольство»).

Приветствовавшим считается человек, который сказал хотя бы слово «Ас-салам» так, чтобы его услышал тот, кого он приветствует. Но лучшую форму приветствия мы привели выше. Не услышавший приветствие, не обязан ответить на него. Приветствовать является очень важной сунной, но отвечать на приветствие является обязанностью (фарз). Ответившим на приветствие человек считается, если его ответ услышит тот, кто его приветствовал, если же нет, то его ответ не считается, и он за это впадает в грех.

Поэтому желательно приветствовать громким голосом так, чтобы была уверенность, что оно будет слышно. Если же рядом есть спящие люди, то в таком случае сунной является приветствовать так, чтобы не разбудить спящих, но чтобы приветствие было слышно тем, кто не спит.

Абу Мухаммад аль-Кади Хусейн и имам Абуль-хасан Вахди и другие учёные-богословы говорят, что на приветствие следует отвечать сразу, если человек задержится с ответом, то он впадает в грех.

Не приветствуя словами, а просто показать руку, помахать ей как приветствие является нежелательным (караха).В хадисе, рассказанном ат-Тирмизи со слов Амра бин Шуайба, говорится, что Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Не принадлежит к нам человек, подражающий тем, кто к нам не относится, так не уподобляйтесь же иудеям, которые приветствуют людей, показав пальцы, ни христианам, которые приветствуют, показав ладони». Если человек произносит слова приветствия и одновременно показывает руку в знак приветствия, то в этом нет греха.

Шариатское суждение о приветствии. Знай, что приветствовать людей первым хотя необязательно, но очень желательно и ценно в соответствии с Сунной. Приветствовать кого-либо достаточно только одному из нескольких мусульман, ибо это является сунна аль-кифая (коллективная сунна), и в таком случае они все считаются исполнившими данную сунну. Но если же они все приветствуют, то это будет лучше. Аналогичное же шариатское решение имеется и для всех присутствующих, когда чихнувший человек скажет «الحمد لله» («Хвала Аллаху»), отвечать ему, сказав «يرحمك الله» («Да смилуется над тобой Аллах»). Здесь тоже отвечать достаточно одному.

Ответить на приветствие является обязанностью (фарз), если человек находится один. А если присутствует много людей, то достаточно, если один из них ответит на приветствие, но желательно, чтобы все ответили. Но если на приветствие человека ответит другой, которого первый не был намерен приветствовать, то этого недостаточно, то есть тот, кому было адресовано приветствие, если он не ответил на него, впадает в грех.

Имам Абу Саад аль-Мутавали и другие богословы сказали: если человек с какого-либо места, откуда его не видно, скажет «Ассаламу ‘алайкум, о такой-то человек», или, отправит письмо, написав в нём «Ассаламу ‘алайкум» в его адрес, или что такому-то человеку приветствие (салам) его, или же поручит другому, чтобы он передал кому-либо салам, то во всех этих случаях тот, кому передали приветствие, обязан ответить на него, как только это дойдёт до него.

Аиша передаёт, что когда посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал ей, что ангел Джибриль передаёт ей салам, тогда она ответила: «Ва ‘алайхи-ссалам ва рахмату-ллахи ва баракатух[49]». Отсюда явствует желательность передавать приветствие тому, кто находится вдали от нас. Если вам через кого-то передали салам, желательно сказать: «Ва ‘алайка, ва алайхи-ссалам» («И вам салам и ему салам»), или можно сказать: «Салам тому, кто отправил и салам тому, кто передал».

Если приветствуем глухого человека, то следует говорить слова приветствия и дополнительно сделать указание рукой, дабы он понял это, если так не поступить, то он не обязан отвечать на приветствие. Также необходимо ответить глухому, сказав «Ва ‘алайкуму-ссалам» и делать знак рукой. Если так не делать, то обязанность отвечать на приветствие не считается исполненной.

Если поприветствовали немого человека, то ему вместо ответа хватает сделать знак рукой, так как он может заменить слова. Если немой человек поприветствовал, сделав знаки рукой, то на это также следует отвечать.

Аль-Мутавали сказал, что если поприветствовали ребёнка, не достигшего совершеннолетия, то он не обязан отвечать на приветствие, так как исполнение шариатских предписаний (таклиф) ещё не возложено на него. Но если он ответит, то это будет и лучше, и будет с его стороны и уважением, и можно велеть ему, чтобы он ответил на приветствие.

Если же маленький ребёнок поприветствует кого-либо из взрослых, то отвечать ему является обязательным. Когда мы отвечаем на приветствие желательно отвечать с добавлением. То есть если сказали «Ассаламу алайкум», то отвечать «Ассаламу алайкум ва рахматуллах» и т.д. На это указывает и аят Корана:

وَإِذَا حُيِّيْتُم بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّواْ بِأَحْسَنَ مِنْهَا أَوْ رُدُّوهَا إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ حَسِيباً (سورة النساء، 86)

Смысл: «Когда вас приветствуют, вы тоже ответствуйте лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Всевышний ведает счёт всему сущему» (сура «Ан-Нисаъ», аят 86).

Если поприветствовали многих людей, но из них на приветствие ответит ребёнок, то этого недостаточно в качестве ответа, необходимо, чтобы ответил кто-либо из совершеннолетних. Но если заупокойную молитву за усопшего совершит несовершеннолетний, то этого достаточно, и обязанность считается исполненной.

Если человек поприветствовал другого, и они встретились заново, пока не прошло много времени, то желательно опять приветствовать друг друга, сколько бы раз это ни повторялось. В пользу такого приветствия указывает достоверный хадис, переданный от Абу Хурайры: «Когда кто-нибудь из вас встретит своего брата, пусть приветствует его, если даже их будет отделять друг от друга дерево, стена или камень, пусть приветствует его, когда встретится с ним потом». Так поступали сподвижники Пророка صل الله عليه وسلَّم, так и нам желательно поступать. Приветствие является мольбой, охватывающей многие блага, и посему, чем больше мы произносим его, тем будет лучше.

В том случае, когда два человека при встрече одновременно приветствуют друг друга, то каждый из них считается произнёсшим приветствие первым и каждому из них предусмотрено соответствующее вознаграждение, и поэтому каждому из них также следует и отвечать на приветствие другого. Если один из них произнесёт приветствие чуть позже другого, то его слова служат уже ответом на приветствие первого.

Если при встрече один первым скажет «Ва ‘алайкум ас-салам», то это не считается приветствием, потому что он изменил форму приветствия, и следовательно, второй не обязан отвечать ему. Приветствующий должен начать со слов «Ас-салам», дабы его приветствие считалось действительным.

Если же начинающий скажет «‘Алайкум ас-салам» (т.е. без «ва» в начале), то следует ответить ему, но так приветствовать является нежелательным, как на это указывает имам аль-Газали в своей книге «Возрождение религиозных наук».

Приветствие первым и его достоинства. Желательно, прежде чем начать разговор, поприветствовать друг друга. В пользу этого имеется множество хадисов и случаев (асар) из жизни сподвижников.

Приветствовать првым является ценным и высоконаграждаемым действом, так как на это указывает достоверный хадис: «Лучший из приветствующих тот, кто приветствует первым».

Тому, кто первым поприветствовал встречного, предусмотрено большее вознаграждение. Во всех других деяниях вознаграждение за обязательные (фарз) действия бывает больше, чем за сунна, но хотя приветствовать является сунной, за него человек получает больше вознаграждение, чем за ответ, хотя последнее и является обязательным. Поэтому желательно стараться приветствовать встречного первым, кроме тех случаях, когда тот должен начать.

Знай, что хотя нам велено часто приветствовать людей, о чём уже говорилось выше, однако в некоторых случаях это, безусловно, высоко ценится (сунна), а иногда приветствовать нежелательно, и иногда и вовсе запрещается.

Мест, где настоятельно рекомендуется приветствовать, очень много. Из их числа приветствие и умерших, и живых. Покойных следует приветствовать, как об этом мы упоминали и выше, следующим образом:

اَلسَّلاَمُ عَلَيْكُمْ يَا أَهْلَ الْقُبُورِ يَغْفِرُ اللهُ لَنَا وَلَكُمْ أَنْتُمْ سَلَفُنَا وَنَحْنُ بِالْأَثْرِ

Смысл: «Салам Аллаха вам, о покоящиеся в могилах! Да простит Аллах нас и вас! Вы ушли раньше нас, а мы скоро последуем за вами». Есть и другие варианты приветствий, можно выбирать любой из них.

Также желательно для того, кто посещает (зиярат) усопших, читать на его могиле по мере возможности Коран, поминать Аллаха, совершить мольбу для них и для всех мусульман – живых и покойных. Нет никакого запрета в том, чтобы посвятить вознаграждение за прочитанный Коран, поминания и благословения умершим и для всех мусульман, напротив, это поощряется Шариатом.

Также желательно специально посешать могилы покойных, в частности, праведных людей, и стоя возле их могил, просить Аллаха о благодати. Желательно читать рядом с могилаи различные слова поминания (азкары), благословения (салават), в частности, салават «аль-Фатиха» и посвятить вознаграждение за это умершим. Вознаграждение за это очень велико. Досточтимый шейх Хасан-афанди из Кахиба в книге «Тальхис аль-ма‘ариф» ссылаясь на достоверные источники пишет, что за чтение данного салавата предусмотрено великое вознаграждение. Поэтому, для таких слабых в богослужении рабов Аллаха, как мы, подобает читать его как можно больше. Коран и зикр, прочитанные без хузура, т.е. предав забвению Аллаха, имеют мало пользы, и помимо того, они могут быть совершены напоказ (рия), ради мирских целей, что соответственно, уничтожит вознаграждение за них. Но в чтении салавата, ради величия Пророка *, рия не бывает, поэтому усердно читайте салават на благородного посланника Аллаха صل الله عليه وسلَّم.

Места, где нежелательно приветствовать. Местами и случаями, когда нежелательно приветствовать других, являются следующие:

1. Если человек находится в отхожих местах, или если он находится в уединении с женой или в других подобных ситуациях, то нежелательно приветствовать его, и если даже его поприветствовали, то он не обязан ответить на салам.

2. Если человек спит, или совершает намаз, или же читает азан или икаму.

3. Если человек находится в бане, ванной.

4. Если человек принимает еду. Но если у него во рту нет пищи, то его можно приветствовать и он также должен ответить. Также не возбраняется приветствовать тех, кто занят своим делами или заключением какого-либо договора, и они, в свою очередь, обязаны ответить на приветствие.

5. Нежелательно приветствовать тех, кто слушают пятничную проповедь (хутба) имама. Но если все же их приветствовали, то один из них ответит на приветствие. Некоторые теологи говорят, что в данном случае не обязательно отвечать, ибо им следует внимательно слушать хутба.

6. Того, кто занят чтением Корана, подабает не приветствовать, но если всё-таки поприветствовали, то он ответит на него и продолжит чтение с произнесением «Истиазы». Однако приветствовать читающего Коран не запрещается, и он в таких случаях обязан отвечать на приветствие.

Приветствовать же того, кто на хадже занят чтением молитвы «Лаббайк», безусловно является нежелательным. А если его приветствовали, то он должен ответить. Тому, кто находятся в отхожих местах и в других подобных ситуациях, нежелательно отвечать на приветствие. Но тем, кто принитмают еду или читают «Лаббайк», желательно (сунна) отвечать на приветствие, но необязательно. Человеку, который совершает намаз, запрещается отвечать на приветствие, сказав: «Ва ‘алайкуму-ссалам», ибо, если он так скажет, зная, что это запретно, то его намаз нарушается. Но желательно для того, кто совершает намаз, ответить на приветствие знаком. Можно и отложить ответ на приветствие до завершения намаза. Провозглашающему призыв к намазу (азан) не возбраняется отвечать на приветствие, ибо это не вредит его призыву.

Как и кому приветствовать. Кого можно приветствовать, а кого нельзя. На чьё приветствие следует отвечать, а на чьё не следует. Знай, что если мусульманин не относится к тем людям, которые постоянно предаются большим грехам (фиск) или к тем, кто придерживается запретных нововведений в религии (бида), то его следует приветствовать, т.е. это является сунной, а он же обязан (фарз) отвечать на него. Однако тех людей, которые совершают тяжкие грехи или придерживается запретных нововведений, в Шариате не предусмотрено приветствовать. Но если существует опасность, что это приведёт к смуте и ещё большим раздорам, то учёные-богословы разрешили приветствовать и таких людей, предающихся большим грехам.Так же, как мужчинам, женщинам тоже следует приветствовать друг друга.

Приветствование мужчинами и женщинами друг друга разрешается кроме некоторых случаев. Жену, служанку или близкую родственницу, на которой по Шариату нельзя жениться (махрам), следует приветствовать так же, как и мужчин, и это является важной сунной, но многие на это не обращают внимания, что является нашим большим упущением. И им в свою очередь необходимо отвечать на приветствие.

Мужчине не следует приветствовать молодую, красивую и постороннюю для него женщину (аджнабийя), если рядом не находится кто-либо ещё и если есть опасность впасть в искушение вследствие неподобающих мыслей о ней. Если же он поприветствует её, то ей не разрешается отвечать на приветствие. А если она приветствует, то ему нежелательно отвечать ей.

Если же женщина преклонного возраста, и не существует искушения и опасения впасть в грех, то ей разрешается приветствовать мужчину, и он обязан ответить ей, и ему также можно приветствовать её. Если женщин много, то им можно приветствовать мужчину так же, как и мужчине можно приветствовать их.

Если мужчин много, женщине можно приветствовать их, если для неё или для них нет опасения в искушении.

Асмаъ, дочь Язида, передаёт: «Пророк صل الله عليه وسلَّم прошёл рядом с нами (с нами были и другие женщины) и поприветствовал нас».

Есть и другие хадисы, в которых повествуется о том, что Пророк* приветствовал женщин, и женщины также приветствовали его.

Но для многих современников приветствие превратилось в обычай, особенно, когда это связано с женщинами. Под предлогом того, что Шариат не разрешает приветствовать их, оставляют приветствие, но говорят о многом другом нужном и ненужном с чужими женщинами, в отношении которых Шариат запрещает даже сказать одно слово из столь высокочтимого приветствия. Эта посторонняя речь разве разрешается? За это ведь грех намного больше, чем за приветствие.

Но если женщины не являются мусульманками, то давать им салам не разрешается, так как это приветствие только для мусульман, но можно с ними поздороваться другими словами, как например, «здравствуйте», «добрый день», «привет» и т.п.

Приветствие немусульман или грешников. Абу Хурайра (р.а) передаёт, что Посланник Аллаха * сказал: «Вы не начинайте разговор с иудеями или христианами с салама».

Если вы, вступая в разговор с теми неверующими, что живут с вами в мире и согласии, желаете выразить своё уважительное отношение к ним, то начните речь не с салама, а иными словами, как, например: «Хадакаллах» (Да наставит тебя Всевышний на путь истины) или другими приветственными словами, упомянутыми выше.

Разрешается также поздороваться посредством таких выражений, как: «здравствуйте, «добрый день», «добрый вечер», «спокойной ночи». А если нет нужды в том, чтобы вести с ними разговор, то не следует говорить им ничего. Произнося мусульманское приветствие там, где мусульмане смешаны с неверующими, необходимо намереваться приветствовать среди них мусульман.

В хадисе, переданном Муслимом и аль-Бухари, говорится: «Посланник Аллаха * прошёл рядом с людьми, среди которых были и мусульмане, и неверующие и идолопоклонники, и он поприветствовал их».

Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Если вас поприветствовали (т.е. исламским приветствием) неверующие, то вы отвечайте им не полным саламом как мусульман, а словом «ва ‘алайкум» (и вам тоже)».

В случае, когда пишут письмо к неверующим, не следует начать с исламского приветствия, а какими-нибудь иными словами, следуя Посланнику Аллаха صل الله عليه وسلَّم, написавшему таким образом письмо к императору Гераклу. В письме Пророка* было написано: «От раба и посланника Аллаха Мухаммада к императору Византии Гераклу. Салам тем, кто следует истинным путем…».

Человека, который не раскаялся в своих тяжких грехах или за нововведения в религии, не следует приветствовать, также как не нужно отвечать и на его приветствие. Однако если есть опасность смут, вреда для религии или мирской жизни, возрастания ссор, возникновения вражды или другие подобные причины, то в таком случае разрешается приветствовать и отвечать на приветствие такого человека.

Абу Бакр ибн аль-Араби сказал, чтобы в таких случаях приветствовали их, при этом имея в виду под саламом следующее значение: «Над вами Аллах, наблюдающий за всем».

На сегодняшний день, чем вовсе не приветствовать, лучше и полезнее, имея в виду такой смысл, приветствовать таких людей.

Приветствовать детей является желательным (сунной). Есть множество достоверных хадисов, подтверждающих это. Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم говорил: «Ассаламу ‘алайкум я сибян (Салам вам о дети!)»

Посещение больных-немусульман. Разрешается навещать больных людей, которые не являются мусульманами, особенно, если вы с ними в хороших, дружеских отношениях.

В хадисе, переданном от Анаса, говорится: «Когда один юноша из числа иудеев, который был слугой Пророку صل الله عليه وسلَّم, заболел, он пришёл навестить его. Он сел у его изголовья и сказал ему: “Прими Ислам”. Тот посмотрел на своего отца, находившегося рядом, и отец сказал ему: “Повинуйся Абуль-Касиму (Пророку)!”, – после чего этот юноша принял Ислам. А после этого Пророк * вышел оттуда, говоря: “Хвала Аллаху, который спас его от огня Ада!”»

Таким образом, тому, кто навестит больного, не являющегося мусульманином, но живущего с мусульманами в мире и согласии, подабает попытаться склонить его к Исламу. Следует объяснить ему, каковы достоинства и красота этой религии, и побуждать его поспешить принять Ислам, прежде чем тот окажется в таком состоянии, когда покаяние уже не принесёт ему пользы. Если же мусульманин станет обращаться к Аллаху с мольбами за такого больного, пусть просит о том, чтобы Всевышнийуказал тому правильный путь, или о чём-нибудь подобном.

Этика приветствия. Абу Хурайра (р.а) передаёт, что Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Всадник должен первым приветствовать пешего, идущий – сидящего, а меньшая по количеству группа людей – большую, младший – старшего». То есть это является сунной, но если кто-нибудь сделает по иному, то в этом тоже нет ничего греховного. Но приветствие меньшей группой – большую, и младшим – старшего является уважением, правилом приличия. Это суждение относится к тому случаю, когда указанные лица встречаются друг с другом в пути.

Если человек подоспел к другому, находящемуся где-либо, то первому желательно (сунна) приветствовать его, несмотря на количество людей в этом месте или на их возраст. При встрече с группой людей, нежелательно выделять приветствием отдельных людей среди них, поскольку с саламом обращаются с целью выражения дружелюбия и укрепления хороших отношений, а выделение кого-либо станет выражением неприязни и может послужить причиной вражды.

На рынке или в местах, где собирается много людей, подабает приветствовать некоторых тех людей, с которыми мы знакомы.

Если группа людей обратится с приветствием к одному человеку, который скажет в ответ: «Ва ‘алайкум салам», намереваясь ответить всем, то он выполнит свой долг перед всеми.

Если человек подойдет к группе людей и, в общем, поприветствует их всех, то этого будет достаточно, а если он, после этого, отдельно поприветствует кого-нибудь из знакомых или друзей, то это будет являться соблюдением правила приличия.

На общее приветствие достаточно ответить одному из них, но подабает ответить каждому из них. Если человек войдёт в помещение, где собралось много людей, ему следует приветствовать всех, сразу как войдёт. Если даже все не услышали приветствие, то этого тоже достаточно, если он намерен остаться среди тех, кто услышал приветсвие. Если же он не остается среди них, а отправляется дальше к тем, кто не услышал приветствие, то для него приличествует возобновить приветствие и для них.

Приветствие при входе в дом. Желательно, чтобы человек, который войдёт в дом, произнёс слова приветствия. Если в доме никого нет, приветствие произносится в такой форме: «Ассаламу ‘алайна ва ‘ала ‘ибадиллахи салихин» («Салам Аллаха нам и благочестивым рабам Аллаха»).

Если человек, который находится с другими людьми, захочет покинуть их, то согласно сунне ему следует обратиться к ним со словами приветствия.

Абу Хурайра (р.а) передаёт, что Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Когда кто-нибудь из вас явится в собрание, пусть приветствует присутствующих, и когда он захочет уйти, пусть тоже приветствует их, ибо второе не менее достойно, чем первое (т.е. за оба салама предусмотрено одинаковое вознаграждение)». Этот хадис указывает на то, что людям, к которым со словами приветствия обращается тот, кто хочет их покинуть, следует ответить ему.

Если тот, кто будет проходить мимо другого человека или нескольких людей, предположит, что скорее всего не получит ответа на свой салам, ему всё равно желательно приветствовать, не оставляя приветствие из-за того, что пришло ему в сердце, так как нам велено приветствовать. Тот, кто приветствует, не обязан заставить того ответить. Не приветствовать человека, думая, что он, не ответит и может впасть в грех, является невежеством. Всевышнийлучше знает.

Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Если он ответит на салам, то это ему самому лучше, но человек, не отвечающий на приветствие, не из нас».

Если человек не ответит на приветствие, желательно вежливо сказать ему: «Отвечать на салам является обязанностью. Тебе лучше ответить, чтобы исполнить свою обязанность». Если человек подумал, что тот не услышал слова приветствия, желательно повторять их так, чтобы он услышал. Всевышнийзнает лучше.

Об испрашивании разрешения. Всевышний Аллах в Коране говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَدْخُلُوا بُيُوتاً غَيْرَ بُيُوتِكُمْ حَتَّى تَسْتَأْنِسُوا وَتُسَلِّمُوا عَلَى أَهْلِهَا ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ (سورة النور، 27)

Смысл: «О верующие! Не входите в чужие дома без разрешения и без салама их обитателям. Это лучше для вас: быть может, вы послушаетесь назидания» (сура «ан-Нур», аят 27).

Всевышний Аллах также сказал:

وَإِذَا بَلَغَ الْأَطْفَالُ مِنكُمُ الْحُلُمَ فَلْيَسْتَأْذِنُوا كَمَا اسْتَأْذَنَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمْ آيَاتِهِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ (سورة النور، 59)

Смысл: «Когда ваши дети достигнут зрелости, то пусть они просят разрешения войти в покои, как спрашивали те, кто были прежде них. Так разъясняет вам ВсевышнийСвои знамения. Всевышний– знающий, мудрый» (сура «ан-Нур», аят 59).

Эти оба аята указывают на то, что при входе в чужой дом следует спрашивать разрешения. Также в хадисе говорится: «Разрешения войти спрашивают трижды, и если тебе будет позволено войти, то входи, в противном же случае возвращайся обратно».

Желательно вначале поприветствовать, а потом спросить разрешения. То есть становясь у порога дома, и не смотря во внутрь дома, произносят: «Ассаламу ‘алайкум, можно ли мне войти?». Если не ответят, то трижды повторяют то же самое, если и тогда не ответят, то следует возвращаться назад.

Без разрешения нельзя смотреть в чужой дом. Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Если человек посмотрел в чужой дом без разрешения, то хозяева имеют право выколоть ему глаз». Смысл этого не заключается в том, что можно выколоть человеку глаза, а указывает на низость, недостойность этого поступка. Человеку, который через дырочку посмотрел в комнату Пророка صل الله عليه وسلَّم, когда он расчёсывал волосы, Пророк * сказал: «Если бы я знал, что ты смотришь, то я вонзил бы тебе эту расческу в глаза, ведь ради глаз следует испрашивать разрешение у хозяева». Настолько недостойным является этот поступок, поэтому будьте внимательны.

Так же нельзя прислушиваться к разговору людей, если им не нравится это. Хадис Пророка صل الله عليه وسلَّم гласит: «Человек, который прислушивается к чужому разговору, когда они этого не хотят, в Судный день ему в ухо зальют расплавленный свинец».

В достоверном хадисе говорится, что к Пророку صل الله عليه وسلَّم пришёл некий человек и, постояв у двери, сказал: «а адхулу» (зайти ли мне?). Тогда Пророк * сказал своему слуге: «Ты иди и научи этого человека испрашивать разрешения, скажи ему: «Ты скажи: Ассаламу ‘алайкум, можно мне войти?». Этот человек принял наставление и сказал так, как его научили, и Пророк * дал ему разрешение, и тот вошёл.

Другой сподвижник рассказал: «Когда я отправился к Пророку صل الله عليه وسلَّم и вошёл без разрешения, Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал мне: «Ты возвращайся и скажи: «Ассаламу ‘алайкум», и попроси разрешения». Так же разрешается испрашивать разрешения перед тем как поприветствовать, т.е. вначале попросить разрешения, а затем приветствовать.

Если человек не отвечает после испрашивания разрешения три раза из-за того, что не услышал его, то просящему разрешения не следует сразу же повторять свои слова, лучше подождать немного.

Если человека, просящего разрешения, после приветствия или стука в дверь, спросят «кто там?», ему следует ответить чётко, чтобы тому было понятно. Нежелательно довольствоваться таким ответом, как «Это я», или «Твой друг» или «Твой работник», так как в достоверном хадисе передается, что посланник Аллаха * сказал: «В ночь Вознесения у каждого неба Джибриль испрашивал разрешения, когда его спрашивали «Кто там?», Джибриль(а.с) отвечал: «Это Джибриль и вместе со мной Мухаммад*».

В другом хадисе говорится, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сел на край колодца в саду, пришёл Абу Бакр (р.а) и попросил разрешения войти, когда его спросили: «Кто ты?», он ответил: «Я Абу Бакр», так же пришли Умар и Усман.

Джабир рассказал: «Однажды я пришел к Пророку * и постучал в дверь. Он спросил: «Кто это?» Я ответил: «Я», а он стал повторять: «Я, я», и я понял, что ему не понравился мой ответ».

Если человек не узнаёт его по имени, можно сказать: «Я муфтий», «Я учитель», «Я имам», или слова, подобные этим, указывающие на себя. Хадисов, указывающие на это, много. Все они дают знать, что следует ответить так, чтобы спрашивающий понял, кто ты.

Слова, схожие с приветствием. В Шариате нет никаких указаний на то, что к человеку, который выходит из бани, следует обращаться с чем-то наподобие приветствия. Если ваш друг или кто-нибудь из близких выйдет из бани, то можно обращаться к нему с любой мольбой с целью улучшения отношений, например: «Да продлит Всевышнийтебе блага» и т.п. Если человека приветствуют словами: «Доброе утро», «Привет» «Здравствуйте», то он не обязан отвечать, но желательно ответить подходящими словами, если он не сдерживается от ответа специально, чтобы тот произнёс слова приветствия (салам).

Целование в руку и рукопожатие. Нет ничего порицаемого в целовании в руку человека учёного (алима), духовного наставника (устаза) или праведного человека с целью получения благодати (баракат), это даже поощряется.

Но целовать человека в руку ради его богатства, власти и влияния, или положения в обществе, не допускается, это даже запрещается (харам) согласно утверждениям учёных-богословов. В хадисе, который передал Абу Давуд, говорится: «Мы ходили к Пророку *, чтобы поцеловать его руки и ноги».

Что касается целования в щеку и другие части тела своих родных и близких маленьких детей (сын, дочь, брат, сестра, внуки, внучки) проявляя к ним свою любовь, нежность и милосердие, то это является сунной, подтверждённой множеством хадисов. Также допускается целовать детей друзей. Что же касается поцелуев из-за страсти, похоти (шахват), то это является запретным, как для отца, так и для любого другого человека, и кем бы они не приходились им, кроме как с женой.

В хадисе, переданном имамом Муслимом, говорится: «Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم поцеловал своего любимого внука Хасана, сына Али и Фатимы, в то время когда у него находился аль-Акра‘ бин Хабис ат-Тамими. Увидев это аль-Акра‘ сказал: “Поистине, у меня есть десять детей, но я ни разу не поцеловал никого из них”. Тогда посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: “Не помилуют того, кто сам не проявляет милосердия”».

Сподвижник Барра рассказал: «Когда Абу Бакр перебрался в Медину, я вместе с ним вошёл к нему в дом и увидел, что его дочь Аиша, которая болела лихорадкой, лежит ничком. Абу Бакр подошёл к ней и спросил: “Как ты себя чувствуешь, доченька?” – и вежливо поцеловал её в щеку».

Великий праведник и вали Салих бин Абдуллах ат-Тустури (к.с) – человек, который, полностью отрекшись от мирского, посвятил себя поклонению Аллаху (ибада), часто приходил к Абу Давуду и говорил ему: «Высунь язык, которым ты передал хадисы посланника Аллаха صل الله عليه وسلَّم, чтобы я поцеловал его», после чего целовал его в язык, чтобы получить его благодать. Таких случаев среди наших праведных предшественников (салафу салихун) было много.

Из сказанного явствует, что можно стремиться обрести благодать от любой вещи, имеющей отношение к Пророку صل الله عليه وسلَّم и праведникам. Также можно стремиться к получению благодати от учёных-богословов и святых, любимых рабов Аллаха (авлия), и в том числе от суфийских шейхов, которые являются наследниками Пророка*.

Нет ничего дурного ни в том, чтобы с целью получения благословения поцеловать в лицо покойного, который был праведным человеком, ни в том, чтобы поцеловать в лицо товарища, вернувшегося домой после долгой поездки.

‘Аиша рассказала: «Ко мне в комнату вошёл мой отец (Абу Бакр), который открыл лицо покинувшего этот мир посланника Аллаха صل الله عليه وسلَّم, а потом наклонился, поцеловал его и заплакал».

‘Аиша также передала: «Когда Зайд ибн Хариса прибыл в Медину, посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم находился у себя дома. Зайд пришёл к нему и постучал в дверь, а Пророк * бросился к нему навстречу, волоча за собой одежду, обнял и поцеловал его».

Однако обнять и поцеловать человека, не являющегося сыном, и т.п. или не вернувшегося из путешествия, нежелательно. Когда об этом спросили у посланника Аллаха صل الله عليه وسلَّم, он ответил: «Приветствуйте его и пожмите ему руку». Но целовать и смотреть похотливо даже на безбородого юношу является запретным (харам) так же, как и на постороннюю женщину, и это запрещается всегда независимо от того, вернулись они из поездки или нет. Знай, что по единодушному мнению, рукопожатие при встрече является желательным (сунна). Анас передаёт, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «К нам приехали йеменцы, которые первыми стали пожимать друг другу руки».

В другом хадисе говорится, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Когда двое мусульман встречаются и пожимают друг другу руки, Всевышнийпрощает им грехи до того, как они разойдутся».

Пожимать руки друг другу желательно при каждой встрече. Но вошедший в обыкновение у некоторых людей обмен рукопожатиями после утренней и после предзакатной молитв, выстроившись в ряд, не имеет оснований в Шариате, хотя ничего дурного в этом нет, и в зависимости от намерения, человек может получить за это вознаграждение. Но нельзя полагать, что данный обмен рукопожатием после намазов является сунной, т.е. думать, что так поступал Пророк * и его сподвижники. Они не связывали рукопожатие с каким-либо порядком, правилом, а только каждый раз при встрече приветствовали, пожимали руки друг другу и читали при этом салават или мольбу, например, следующую:

رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

«О Господь наш! Даруй нам в этом мире благо и в мире вечном благо и защити нас от мук огня Ада»

Обмен рукопожатием после утреннего и после предзакатного намазов упомянутое выше является дозволенным нововведением[50], и в зависимости от намерения человек может получить за него вознаграждение или не получить его.

Подобно тому, как смотреть с вожделением на безбородого, красивовго юношу является запретным, пожимать ему руку тоже является запретным, если это совершается под воздействием страсти.

Также мужчине запрещается повторно посмотреть на чужую женщину, за исключением если он хочет на ней жениться или заключает торговую сделку, или в иных подобных случаях, однако ни в одном из них ему не разрешается прикасаться к ней.

Пожимая руку человеку, желательно выразить своё довольство, радость, молить Аллаха о том, чтобы Он простил его, и обращаться к Нему с другими мольбами. Поэтому постарайтесь, приветствуя и пожимая руки друг другу, быть добродушными, любить и почитать друг друга ради Аллаха. Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Если два мусульманина встретятся, пожмут друг другу руки, воздадут хвалу Аллаху Всевышнему и попросят Его о прощении, всемогущий и великий Всевышнийпростит их».

В достоверном хадисе, переданном от Анаса, говорится, что посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Если встретятся два человека, которые любят друг друга ради Аллаха, и один из них пожмёт другому руку и оба прочтут салават на Пророка *, то не успеют они расстаться, как им непременно будут прощены их прежние и последующие грехи». Но эта любовь должна быть искренней. Не ради каких-либо целей, а лишь ради Аллаха.

В другом хадисе от Анаса (р.а) сказано, что если посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم пожимал кому-либо руку, то прежде чем отпустить её, он непременно читал молитву:

رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

«О Господь наш! Даруй нам в этом мире благо и в мире вечном благо и защити нас от мук огня Ада».

Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Пожимайте друг другу руки, и исчезнет злоба; делайте друг другу подарки, и вы станете любить друг друга, а скупость исчезнет».

Однако нежелательно кланяться друг другу, ибо Пророк صل الله عليه وسلَّم повелел нам не придерживаться этого. А что касается обычая вставать в знак уважения по отношению к тому, кто входит в дом, или уважаемого в народе человека, или учёным-богословам, праведникам, или старшим, или родственникам, то это является сунной и этической нормой. Однако это должно быть совершено в знак уважения к этому человеку, его возвеличивания, а не напоказ.

Вопросы и задания:

1. Что с собой представляет мусульманское приветствие?

2. Расскажите хадисы о ценности приветствия.

3. Слова приветствия и этические нормы приветствия, цель приветствия.

4. Этика при входе в мечеть и в дом.

5. Каковы правила приветствия немусульман и посторонных женщин?

6. Где нежелательно приветствовать и отвечать на салам?

7. Рукопожатие, целование рук и обнимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: