Дружба признается величайшей нравственной и социальной ценностью большинством людей. Первый очерк теории дружбы как самостоятельного отношения, не совпадающего с другими видами социальных связей и эмоциональных привязанностей, создал Аристотель, подвергший дружбу философско-эстетическому и психологическому анализу. По Аристотелю, дружба — величайшая ценность, самое необходимое в жизни: никто не выбирает жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага.
Совершенная, истинная дружба бескорыстна. Но в то же время дружбу питают к другу «во благо самого себя», поэтому отношение к другу не отличается от отношения человека к самому себе. Благодаря этому дружба является также необходимым средством самопознания: «Как при желании увидеть свое лицо мы смотримся в зеркало и видим его, так при желании познать самих себя мы можем познать себя, глядя на друга». Ближе друга у человека никого нет, считает Аристотель, поэтому
количество друзей имеет пределы: близкая дружба - это дружба с немногими.
Каждая эпоха привносила в понимание дружбы что-то новое. Неизменным оставалось одно: во все времена дружба считалась одной из высших и одновременно редких ценностей в жизни человека.
Большой редкостью называли настоящую дружбу романтики начала.XIX в. по словам немецкого писателя Л. Тика, все люди любят, по крайней мере, думают, что любят, «но лишь очень немногим дано быть друзьями в подлинном смысле слова». А. Шопенгауэр восхищался дружбой и в то же время сомневался в ее существовании: «Истинная, подлинная дружба предполагает сильное, чисто объективное и вполне бескорыстное участие в радости и горе другого человека, а это участие, в свой черед, предполагает действительное отождествление себя с другим. Это настолько идет в разрез с эгоизмом человеческой природы, что истинная дружба принадлежит к вещам, относительно которых остается неизвестным, принадлежат ли они к области басен или действительно где-нибудь существуют».
Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Дружба предполагает тесные личные взаимоотношения между людьми, основанные на глубокой личной привязанности и симпатии, на единстве взглядов, интересов и жизненных целей, которые выражаются в стремлении к длительному разностороннему общению.
В отличие от деловых отношений, где один человек использует другого как средство для достижения своей цели, дружба — отношение самоценное, само по себе являющееся благом; друзья помогают друг другу бескорыстно, «не в службу, а в дружбу». В отличие от кровнородственных связей, где люди связаны узами кровной или родственной солидарности, дружба - индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии. Наконец, в отличие от поверхностного приятельства, дружба — отношение глубокое и интимное, предполагающее внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь. Недаром мы называем друга своим alter ago(другим Я).
Основные критерии и свойства дружбы. Близость и эмоциональность, связанные с избирательностью и исключительностью дружбы, обусловливают такие ее критерии, как бескорыстие, преданность и верность, требовательность и принципиальность, искренность и доверие.
Бескорыстие в дружбе предполагает такие отношения, которые свободны от соображений выгоды и строятся на готовности помочь друг другу, порой в ущерб своим личным интересам. Преданность и верность друга укрепляют веру человека в собственные силы: он знает — в трудную минуту друг не оставит его в беде и найдет возможность помочь и поддержать. Взаимная требовательность и принципиальность, делая дружбу активной силой, могут привести к большим творческим успехам, ибо способствуют самосовершенствованию каждого из друзей. К другу мы предъявляем самые высокие требования (правда, наши тре-
бования к самим себе далеко не всегда так высоки: недостатки друга мы видим, а свои — не всегда).
Общение друзей, в котором каждый раскрывает другому самое важное и сокровенное, обогащает обоих, позволяет лучше понять и осознать то, что происходит в собственной душе. Поэтому в друге чрезвычайно высоко ценят доверие, искренность и сердечность, великодушие и отходчивость, умение хранить тайну и простить необдуманный поступок. Отсутствие этих качеств разрушает дружеские отношения.
Дружба — это одно из проявлений любви к человеку, единства между людьми, душевного взаимного резонанса; Утверждение исключительности, несравненности друга равносильно признанию его абсолютной ценностью. Дружба предполагает уважение чести и достоинства друга, Честность по отношению к нему. И в этом — высокая нравственная сущность дружбы.
Некоторые «правила» или «законы», дружбы. Настоящая дружба редко возникает сразу; Обычно ей предшествуют поиски, неудачи, непрочное, контакты.
Как происходит выбор друзей? Что делает одного человека привлекательным для другого, ищет ли он в друге собственное подобие или, напротив, дополнение качеств, отсутствующих у него самого? Пожалуй, одинаково справедливы оба мнения. Понимание друга как «другого Я» предполагает сходство между ними: люди, существенно расходящиеся во мнениях, вряд ли могут быть особенно близки. Однако alter ago — это не просто второе я, а именно другое Я: друзья призваны не дублировать, а дополнять и обогащать друг друга.
Возникновению дружбы способствуют прежде всего общность взглядов, интересов, идеалов, жизненных целей. И если основой дружбы - являются их близость или совпадение, то дружба нередко продолжается всю жизнь, независимо от препятствий на ее пути. Необходимыми условиями становления дружбы являются также взаимное уважение, личная симпатия и привязанность друг к другу.
Существуют ли «правила» для установления дружбы? Считается, что:
— самый благоприятный возраст для установления интенсивных и прочных контактов, пик дружбы- это, как правило, юность и ранняя молодость, школьные и студенческие годы;
— прежде чем подружиться, ладо почувствовать симпатию к человеку, желание общаться с ним, причем эта симпатия; должна быть взаимной,
— одной взаимной симпатии для дружбы мало: нужны еще и общее дело, или, по крайней мере, общие интересы;
— первым шагом в установлении дружеских отношений не обязательно должен быть личный контакт, дружба может начинаться и с переписки, в том число и компьютерной;
— не исключено, что дружба может начинаться с конфликта;
— очень важно в самом начале дружбы не обмануться в своих чувствах: человек должен чувствовать, что он нужен другому.
Однажды возникнув, дружеские отношения не развиваются автоматически; желательно, чтобы педагог показал учащимся, как важно заботиться о сохранении дружбы. Будучи наиболее глубоким, интимным отношением, дружба обязательно предполагает доверие, проявляющееся в открытии другому своих тайн, намерений, состояний, т.е. в самораскрытий.
Степень самораскрытия в общении с посторонними людьми, родителями, близким другом будет разной. Максимум самораскрытия достигается именно в общении с друзьями. Хотя здесь также имеются свои границы: Как правило, откровенность воспринимается положительно. Но следует знать, что слишком полное и поспешное самораскрытие, не соответствующее стадии развития взаимоотношений, воспринимается как нарушение границ: интимности или попытка вторжения во внутренний мир другого, что, побуждает его замкнуться и даже прервать контакт. Поэтому в дружеском общении всегда необходим такт.
Дружеское, общение людей зависит от личностных свойств, которые формируются независимо, от нашей воли и желаний и потому не могут быть поставлены нам в вину или заслугу. Так, не должны мешать, дружбе общительность или замкнутость, вместе с тем дружба несовместима с эгоизмом, и предательством. Дружба имеет свой моральный кодекс. Надо уметь дружить, для этого следует придерживаться некоторых неписаных прави 'дружбы:
- делиться с другом своими успехами и неудачами;
- помогать другу в случае необходимости;
- стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе;
- выказывать другу эмоциональную поддержку;
- быть уверенным в друге и доверять ему;
- защищать друга в его отсутствие и не критиковать его публично;
- сохранять доверенные другом тайны;
- быть терпимым к остальным его друзьям;
- не быть назойливым и не поучать;
- уважать внутренний мир и свободу друга.
Выполнение этих требований предполагает высокий уровень нравственной культуры личности и психологическую готовность к дружбе. Далеко не все люди способны на это чувство. И не потому, что они не могут отдавать, ничего не получая взамен, не потому, что у них больше развито собственное «ego», и даже не потому, что им не хватает мудрости принять другого человека. Причина неспособности к дружбе может корениться в психо-эмоциональных особенностях личности.
Так, экстраверты, ориентированные вовне, на мир внешних объектов, легко и быстро устанавливающие контакты с людьми, имеют ярко выраженную потребность и способность дружить и иметь много друзей. А вот интроверты, застенчивые и некоммуникабельные, тонкая душевная организация которых больше направлена на переживания своего внутреннего мира, трудно сходятся с. людьми, страх быть непо-
нятыми заставляет их оставаться одинокими. Если у таких людей есть друг, то на всю жизнь, а испытав однажды разочарование, они не пытаются больше искать нового друга.
Люди, которых связывают дружеские отношения, — разные, поэтому к ним нельзя подходить с одинаковыми мерками. Иметь друга — великое благо. Но чтобы иметь это благо, необходимо постоянно над собой работать, учиться терпимости и устойчивости взаимоотношений. Есть мудрое правило: хочешь иметь друга — будь им! Иными словами — будь сам хорошим другом, откликнись на радости и горести своего друга, подумай о том, как сделать его жизнь счастливее. Не пожалей для этого своего времени, сил, а главное — души.