Появление роли первично по отношению к «Я» (96).
Я.Л. Морено
Во всех своих рассуждениях, касающихся вопросов психологии развития, Морено исходит из феномена спонтанности. Он констатирует, что человек не просто«выброшен в бытие» как попало, а уже на эмбриональной стадии вступает в отношения с миром. Он изначально является действующим, то есть обладает поведением. Уже на самых ранних стадиях развития он взаимодействует с космосом. В любой момент существования человека его интеракции связаны как минимум с одной ролью.
Морено использует понятие "роль" во всех жизненных проявлениях. Он описывает роль как "форму функционирования, которую принимает индивид в определенный момент, реагируя на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты" (96). В дальнейшем мы рассмотрим человеческое развитие под углом зрения всеобъемлющей теории ролей Морено. Однако сначала для этого следует указать наиболее важные стадии развития человека. Ими являются:
эмбриональная стадия;
|
|
первая психическая вселенная, которая подразделяется на стадию переживания идентичности — бессознательной эмпатической интеракции ребенка с миром (матрица вселенской идентичности) — и на стадию переживания одного только вещно реального мира (матрица вселенской реальности);
вторая психическая вселенная — это стадия расщепления переживания на переживание (материальной) реальности и на переживание мира представлений;
третья психическая вселенная добавляется как стадия осознанной эмпатической интеракции с миром или космосом, способствующей переживанию интеграции.
Различные формы человеческого переживания в перечисленных стадиях связаны с ролями. Осознание этого факта оказалось причиной того, что в своих антропологических рассуждениях и практической психо- и социотерапевтической работе Морено стал преимущественно заниматься игнорируемым поныне феноменом роли. Так появилась диалектика спонтанности и роли в учении Морено. Согласно Морено, «роль — это единица консервированного поведения (role is the unit of conserved behaviour)» (96). Это определение означает, что роли состоят из множества отдельных способов реагирования и поведения (реакций), обнаруживающих более или менее устойчивую организацию. Если рассмотреть отдельные реакции, например жевательные движения в качестве основного элемента процесса принятия пищи, то следующие друг за другом элементы — смачивание пищи слюной, жевание, пробование ее на вкус, глотание, переживание удовольствия, нахваливание еды — представляют собой поведенческие цепи. Эти поведенческие цепи конституируют в своей комбинации соматическую роль человека, принимающего пищу, и ее корреляты — психическую роль человека, наслаждающегося едой, и социальную роль потребителя. Возможно, покажется необычным сводить воедино органические функции и реакции, такие, как, например, жевание, смачивание пищи слюной и глотание в роли человека, принимающего пищу. Однако, как показала гештальтпсихология, совокупность отдельных поведенческих актов является чем-то большим и чем-то иным по сравнению с суммой отдельных реакций. Поэтому Морено вполне обоснованно, использовав понятие соматической роли, создал феноменологическую категорию, позволяющую объединить в понятии «роль» функционально взаимосвязанные комплексные поведенческие акты и тем самым сделать их доступными как для антропологической теории, так и для практики.
|
|
В отличие от театральной роли, фиксирующей неповторимую социокультурную или историческую роль и таким образом создающей жесткие «культурные консервы», пережитые человеком роли открыты для спонтанного и креативного действия. Ведь выученные или рефлекторно закрепленные реакции, то есть консервированное поведение, образуют основные элементы ролевого поведения, которые могут столь же бесконечно комбинироваться и варьироваться, сколько бывает в жизни различных ситуаций. Принимающий пищу или наслаждающийся едой будет, например, вести себя по-разному в зависимости от вида пищи и от окружения.