Психодрама, центрированная на теме

Если на занятии группы нет актуального группового конфликта или замотивированного протагониста, как это нередко бывает в новых группах, то всегда находится те­ма, затрагивающая всех членов группы, которая должна быть проиллюстрирована каждым из них через изобра­жение соответствующих событий. Вначале, например, один из участников группы заводит разговор о том, что он всегда испытывает волнение, оказавшись среди незна­комых людей. Другой выражает свое понимание и гово­рит, что ему тоже знакомо это тягостное чувство, возни­кающее у него по любому поводу. Третий утверждает, что со школы ничего подобного уже не испытывает, од­нако его самого это удивляет, поскольку в остальных случаях он очень часто ведет себя неумело и тоже испы­тывает страх. Затрагивая тему страха, одна участница группы замечает, что боится только того, что муж ей из­меняет, хотя этот страх не имеет никаких реальных ос­нований. Пожалуй, правильнее будет это назвать не страхом, а ревностью. Другой участник группы, взды­хая, прерывает ее речь; с такими сценами он хорошо знаком благодаря своей жене. На вопрос, не ведомо ли ему самому чувство ревности, он рассказывает, как еще ребенком ревновал к своей младшей сестре, которой слишком много восторгались.

В ходе относительно короткой групповой беседы страх и ревность оказываются центральными темами занятия. Члены группы решают, что неплохо было бы каждому участнику вкратце изобразить ситуацию, в которой страх или ревность угнетали его самого. Небольшие эпизоды (или, как их еще называют, виньетки), как и любая пси­ходрама, играются на импровизационной основе. При этом, за исключением незаменимой техники обмена роля­ми, другие психодраматические техники применяются лишь в редких случаях. Короткие сценические представ­ления часто позволяют распознать важные проблемы от­дельных участников группы. Они служат материалом для последующей — центрированной на протагонисте или на­правленной на группу — психодрамы.

Почти всегда, однако, находятся также члены груп­пы, изображающие в психодраме, центрированной на те­ме, динамику группы, например страх перед другим членом группы, перед ведущим группы или перед но­вым лечением. Ревность к другим членам группы тоже может стать как предметом центрированной на теме пси­ходрамы некоторых членов группы, так и последующих центрированных на группе психодрам. Социальные про­блемы служат поводом для проведения социодрам или для опробования в игре социокреативных проектов.

В целом центрированные на теме психодрамы могут быть для участников группы началом процессов позна­ния и обучения и дополняться, к примеру, ролевыми иг­рами. Зачастую они оказываются отправной точкой для психотерапевтических или социотерапевтических пси­ходрам. Ввиду этой функции центрированная на теме психодрама причисляется к психодраматическим техни­кам разогрева. Кроме того, ее функция, как и, напри­мер, интеракции, центрированной на теме, по Р. Кон (20), состоит в том, чтобы создавать в групповом про­цессе определенное равновесие между обсуждением, ак­центированным на группе, человеке и теме, коллективе, индивиде и «третьей вещи», как Бертольт Брехт называ­ет тему или цель, объединяющую различных индивидов в совместном действии (15).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: