Неформальные группы возникают в следствии принципиальной неполноты формальных групп, поскольку должностными инструкциями все возможные ситуации, какие могут случится, предусмотреть попросту невозможно, а формализовать все субъективные представления в качестве норм для регуляции общественных отношений возможно только при тоталитарных политических режимах. [4]
Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру.
Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры.
|
|
Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения.
Неформальная группа проявляется в двух разновидностях:
Представляет собой вне формальную организацию, в которой неформализованные служебные отношения несут функциональное (производственное) содержание, и существуют параллельно с формальной организацией. Например, оптимальная система деловых связей, стихийно складывающейся между работниками, некоторые формы рационализации и изобретательства, способы принятия решения и т.д.
Представляет социально-психологическую организацию, выступающую в виде межличностных связей, возникающих на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникающая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между ними, например, товарищеские отношения, любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий и т.д.
Картина неформальной группы чрезвычайно пестра и изменчива по направленности интересов, характеру деятельности, по возрастному и социальному составу. В зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля поведения неформальные организации можно классифицировать по трем группам:
Просоциальные, т.е. социально-положительные группы. Это общественно-политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность;
|
|
Асоциальные, т.е. группы, стоящие в стороне от социальных проблем;
Антисоциальные. Эти группы - самая неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой - часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних взглядов у отдельных ее представителей.
Особенности включенности личности в малую группу
Двусторонний процесс – групповое давление и влияние индивида на групповые психологические явления (лидерство).
6. Ролевая теория личности – теория, в которой личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, обусловленных социальным статусом личности в обществе или группе.
Социальная роль представляет собой своеобразный механизм, посредством которого социальные интересы детерминируют (определяют) поведение личности. Она является устойчивым регулятором взаимодействий личности в социальной общности.
Любая социальная система имеет свой «набор ролей», который определяется:
- устойчивыми ожиданиями общества или группы в отношении поведения лица,
- совокупностью ценностных ориентаций личности, называемых «интернализованной» (внутренне принятой) ролью,
- существованием людей, поведение и внутренний облик которых рассматривается субъектом как идеальное воплощение роли и служит образцом для подражания.
Стиль ролевого поведения – «личностная окраска» исполнения роли, которая зависит от темперамента, характера, мотивации, а также от обстоятельств (стиль лидерства).
«Ролевой конфликт» - переживание субъектом неоднозначности или противоречивости ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является (по Леону Фестингеру – «когнитивный диссонанс»).
5. Одна из социальных ролей – лидер.
Лидерство в малой группе – феномен влияния личности на социально-психологические явления и поведение отдельных ее членов и группы в целом.
Лидерство основано:
- на личных качествах человека,
- на социально-психологических отношениях, которые складываются в группе.
Признаки лидерства:
- высокий уровень активности и инициативности человека при решении совместных задач,
- большая информированность о решаемой задаче, о членах группы, о ситуации в целом,
- выраженная способность воздействовать на других людей,
- большее соответствие поведения мнениям, позициям, ценностям, принятым в данной группе,
- более яркое проявление личностных качеств, эталонных для данной группы.
Функции лидера:
- организация совместной деятельности группы,
- выработка и поддержание групповых норм и правил поведения,
- внешнее представительство группы,
- принятие личной ответственности за групповые результаты,
- установление и поддержание благоприятного социально-психологического климата.
Лидеры бывают:
- по стилю – авторитарные, демократические, либеральные, а также гибкие,
- лидеры мнения,
- номинальные,
- по ориентации – ориентированные на людей, на групповую задачу.
Теории лидерства:
- харизматическая (харизма – феноменальное обаяние),
- ситуационная,
- системная (то и другое вместе).