Госбюджет – централизованный фонд денежных ресурсов, который используется правительством для выполнения соответствующих функций государства на микро- и макроуровнях. В унитарных странах (например, РБ) бюджетная система имеет двухуровневое построение – государственный и местные бюджеты. В целом бюджеты различных уровней составляют консолидированный бюджет страны. Госбюжет выполняет следующие основные функции:
1. Распределительную – обеспечивает формирование и расходование денежных средств государства на удовлетворение общенародных потребностей.
2. Контрольную – гарантирует формирование денежных средств и их расходование по предусмотренному назначению.
Гос. бюджет состоит из доходной и расходной частей. Доходная часть госбюджета формируется в основном за счёт налогов.
Структура доходной части: Налоги с юридических лиц;Налоги с физических лиц;Государственные займы; Прочие доходы(неналоговые платежи и сборы (консульские сборы, таможенные сборы, сборы в службе ЗАГС, нотариальные сборы, сборы по судопроизводству, всевозможные штрафы и т.д.),
|
|
Структура расходной части: Социально-культурная деятельность; Экономическая деятельность; Ликвидация последствий катастрофы на ЧАЭС; Оборона; Государственное управление; Внешнеэкономическая деятельность; Дефицит госбюджета.
Бюджетный дефицит – сумма, на которую доходы быджета, превышают его расходы, в противном случае – профицит (излишек). По установившимся международным стандартам, бюджетный дефицит не должен превышать 3 % ВВП. Различают структурный и циклический дефицит гос.бюджета. Структурный дефицит наблюдается при естественном уровне безработицы. Однако реальный дефицит может оказаться выше структурного, напр. на фоне спада производства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом.
Причины бюджетного дефицита: Расщирение социально-экономических функций государства; Увеличение расходов на управление; Увеличение расходов на оборону; Периодические спады общественного производства.
Дефицит госбюджета финансируется за счёт:
1. Займов у населения, то есть посредством продажи процентных бумаг, т.о. образуется государственный долг.
2. Выпуска новых денег, что является более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.
Профицит госбюджета ликвидируется за счёт:
1. Погашения долгов правительства.
2. Полного изъятия бюджетного излишка, что является более сдерживающей мерой по сравнению с использованием этих средств для погашения гос. долга.
Гос. долг – это общий размер задолженности государства своим и иностранным физическим и юридическим лицам. Критический уровень государственного долга по оценкам Всемирного банка составляет 60% ВВП.
|
|
Гос. долг подразделяется на:
1. Внутренний – задолженность государства перед своими гражданами. Образуется в результате выпуска долговых обязательств, задолженности по выплате заработной платы и трансфертных платежей. Большую часть государственного внутреннего долга РБ составляют государственные ценные бумаги.
2. Внешний – результат заимствований за пределами государства. Внешний долг формирует обязательства по кредитам правительства РБ, погашаемые из бюджетных средств, а также по кредитам предприятий, привлечённым под гарантии правительства и погашаемых за счёт их собственных средств.
У бюджетного дефицита и государственного долга имеются серьезные социально-экономические последствия. С появлением долга возникает необходимость управлять им – предпринимать действия по погашению и регулированию суммы гос. кредита, а также по привлечению новых заемных средств. Погашение гос. долга и процентов по нему производится путем:
- рефинансирования (выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов)
- конверсия – изменение условий займа и размеров выплачиваемых по нему процентов или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции.
- консолидация – изменение условий займа в отношении сроков погашения. Дефицит госбюджета РБ в 2010г. Составлял 1,8 % ВВП, а валовой гос. Долг – 52,2 %. Государственный долг Республики Беларусь на 1 марта 2013 года составил 131,6 трлн. рублей и увеличился по сравнению с началом 2013 года на 2,9 трлн. рублей, или на 2,2%. Для эффективного проведения бюджетной политики в области выработки и реализации подходов к формированию доходных источников необходимы: а) совершенствование налоговой политики; б) сокращение налоговой нагрузки; в) максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и (по возможности) снизить налоговое давление на экономику, ограничив его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.