Финансовая система. Возникновение государства и необходимость формирования государственной казны для выполнения общественных функций вызвали к жизни такой феномен, как «финансы». Они определялись как отношения, связанные с распределением и перераспределением создаваемых экон благ между государством в лице верховной власти и другими субъектами воспроизводственных отношений. С развитием товарно-денежных отношений формы перераспределительных отношений стали носить денежный характер, а гос казна формироваться в виде денежного фонда. Со временем денежные отношения получили название «публичные финансы», или «государственные финансы». До начала XX в. термин «финансы» употреблялся в узком смысле — как государственные финансы.
Государственные финансы представляют собой совокупность регламентированных государством перераспределительных денежных отношений, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых государству для выполнения его функций. С развитием общественных отношений в эпоху капитализма, сращиванием промышленного и банковского капиталов, появлением акционерных обществ, финансовых институтов, выступающих в качестве финансовых посредников, аккумулирующих и перераспределяющих свободные денежные средства, термин «финансы» выходит за рамки его понимания только как государственных финансов. В современном обществе он используется в более широкой трактовке, включая и финансы субъектов хозяйствования: организаций, предприятий, корпораций (финансы предприятий). В результате в науке о финансах образовались два самостоятельных направления: наука о государственных финансах и наука о финансах предприятий. Первая изучает общественные отношения и способы формирования и использования централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых для выполнения государством его функций. Вторая - формы создания и использования денежных потоков, фондов и капитала в рамках кругооборота средств отдельного предприятия.
|
|
С середины XX в. активно развиваются экономические институты, обеспечивающие выполнение государством его функций во всех сферах деятельности общества — экономической, социальной, оборонной и др. Гос финансы способствуют перераспределению фин ресурсов, обеспечивая достижение стратегических целей — эк роста и повышения на этой основе уровня жизни населения.
Таким образом, финансы как экон категория представляют собой сов-сть распределительных денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов, возникающих в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта.
|
|
Совокупность различных сфер и звеньев фин отношений образуют финансовую систему страны, в которой различают следующие сферы: общегос (централизованные) финансы и финансы субъектов хоз-вания — предприятий, организаций, учреждений (децентрализованные). Отдельные авторы к децентрализованным относят и финансы дом хозяйств. В свою очередь гос финансы включают бюджетную систему, целевые внебюджетные фонды и гос кредит; финансы хозяйствующих субъектов — финансы предприятий мат производства и финансы организаций и учреждений непроизводственной сферы.
Основное звено финансовой системы - финансы предприятий. Именно в этом звене в процессе распределения стоимости общественного продукта создаются первичные доходы, которые служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т.д. Первичные доходы формируют доходы бюджетов и внебюджетных фондов. Конечные доходы хозяйствующих субъектов, выступающие в форме собственных фин ресурсов, также подлежат дальнейшему распределению и используются по целевому назначению.
Существует и другой подход к определению понятия «фин система». В зарубежной литературе она рассматривается как «совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения фин сделок, обмена активами и рисками». Таким образом, структура фин системы состоит из фин рынков, фин институтов и фин инструментов.
Фин институты включают: фин учреждения депозитарного типа, договорные сберегательные учреждения, инвестиционные фонды, иные фин организации. Финансовый рынок включает: валютный рынок, рынок капитала, рынок золота, денежный рынок. Большинство финансовых инструментов представляют ценные бумаги.
Финансовая политика эта намеченная государством на определенном этапе развития общества научная программа использования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития.
Финансовая политика государства является составной частью общей экономической политики. Она определяется рядом факторов, к которым относятся: объективные законы развития эк (денежных) отношений в обществе; пол и эк устройство государства; исторические условия, в которых государство осуществляет свои функции; конкретные эк и соц задачи, которые ставит перед собой государство на данном этапе его развития.
Таким образом, финансовая политика государства не является неизменной. Ее содержание меняется на разных этапах развития общества. Формирование финансовой политики включает три этапа:
• разработка научно обоснованной концепции развития финансов с учетом главных целей эк развития;• определение основных направлений использования финансов; •осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Главным субъектом финансовой политики является государство. Финансовая политика реализуется через финансовый механизм, его рычаги и стимулы и законодательно оформляется в нормативных актах.
Основными целями фин политики являются мобилизация фин ресурсов и наращивание гос финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.
К основным задачам финансовой политики относятся следующие:
• финансовая поддержка мероприятий, направленных па ускорениерыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию;
• отбор источников мобилизации финансовых ресурсов, определение их состава, структуры, возможных резервов увеличения;
• рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;
• концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях эк и социального развития;
|
|
• обеспечение сбалансированности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики;
• уменьшение дефицита государственного бюджета; • либерализация ВЭД; • активизация процессов разгосударствления и приватизации государственной собственности с целью финансового оздоровления, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики;
• унификация отечественного финансового законодательства с международным законодательством • разработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.
Благодаря распределительной и контрольной функциям финансы активно используются в системе ГР экономического развития. Через финансовый механизм государство воздействует на все стороны общественного воспроизводства, регулирует развитие социальной сферы, оказывает поддержку малому бизнесу, стимулирует инновационные процессы. Успешной реализации этих процессов способствует современная инфраструктура финансовой системы страны, в которую входят Мин финансов и территориальные финансовые органы, включая органы государственного казначейства, МНС и территориальные налоговые органы, Министерство экономики, Государственный таможенный комитет, Национальный банк, Комитет государственного контроля, финансовые службы министерств и ведомств, финансовые управления предприятий и др.