Понятие, сущность и значение финансовой системы в регулировании социально-экономического развития страны. Финансовая система Республики Беларусь

Финансовая система. Возникновение государства и необхо­димость формирования государственной казны для выполне­ния общественных функций вызвали к жизни такой феномен, как «финансы». Они определялись как отношения, связанные с распределением и перераспределением создаваемых экон благ между государством в лице верховной власти и дру­гими субъектами воспроизводственных отношений. С развитием товарно-денежных отношений формы перераспределительных отношений стали носить денежный характер, а гос казна формироваться в виде денежного фонда. Со временем денежные отношения получили название «публичные финан­сы», или «государственные финансы». До начала XX в. термин «финансы» употреблялся в узком смысле — как государствен­ные финансы.

Государственные финансы представляют собой совокуп­ность регламентированных государством перераспределитель­ных денежных отношений, связанных с формированием и ис­пользованием централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых государству для выполнения его функ­ций. С развитием общественных отношений в эпоху капитализ­ма, сращиванием промышленного и банковского капиталов, появлением акционерных обществ, финансовых институтов, выступающих в качестве финансовых посредников, аккумули­рующих и перераспределяющих свободные денежные средства, термин «финансы» выходит за рамки его понимания только как государственных финансов. В современном обществе он ис­пользуется в более широкой трактовке, включая и финансы субъектов хозяйствования: организаций, предприятий, корпо­раций (финансы предприятий). В результате в науке о финансах образовались два самостоя­тельных направления: наука о государственных финансах и на­ука о финансах предприятий. Первая изучает общественные от­ношения и способы формирования и использования централи­зованных (общественных) денежных фондов, необходимых для выполнения государством его функций. Вторая - формы соз­дания и использования денежных потоков, фондов и капитала в рамках кругооборота средств отдельного предприятия.

С середины XX в. активно развиваются экономические ин­ституты, обеспечивающие выполнение государством его функ­ций во всех сферах деятельности общества — экономической, социальной, оборонной и др. Гос финансы способ­ствуют перераспределению фин ресурсов, обеспечивая достижение стратегических целей — эк роста и повышения на этой основе уровня жизни населения.

Таким образом, финансы как экон категория представляют собой сов-сть распределительных денеж­ных отношений, связанных с формированием и использовани­ем денежных фондов, возникающих в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта.

Совокупность различных сфер и звеньев фин отно­шений образуют финансовую систему страны, в которой раз­личают следующие сферы: общегос (централи­зованные) финансы и финансы субъектов хоз-вания — предприятий, организаций, учреждений (децентрализован­ные). Отдельные авторы к децентрализованным относят и фи­нансы дом хозяйств. В свою очередь гос финансы включают бюджетную систему, целевые внебюджет­ные фонды и гос кредит; финансы хозяйству­ющих субъектов — финансы предприятий мат про­изводства и финансы организаций и учреждений непроизвод­ственной сферы.

Основное звено финансовой системы - финансы предприя­тий. Именно в этом звене в процессе распределения стоимости общественного продукта создаются первичные доходы, кото­рые служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т.д. Первичные доходы формируют доходы бюджетов и внебюджетных фондов. Конечные доходы хозяйствующих субъектов, выступающие в форме собственных фин ресурсов, также подлежат дальнейшему распреде­лению и используются по целевому назначению.

Существует и другой подход к определению понятия «фин система». В зарубежной литературе она рассматривается как «совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения фин сделок, обмена активами и рисками». Таким образом, структура фин системы состоит из фин рынков, фин институтов и фин инструментов.

Фин институты включают: фин учреждения депозитарного типа, договорные сберегательные учреждения, инвестиционные фонды, иные фин организации. Финансовый рынок включает: валютный рынок, рынок капитала, рынок золота, денежный рынок. Большинство финансовых инструментов представляют ценные бумаги.

Финансовая политика эта намеченная государством на определен­ном этапе развития общества научная программа использования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития.

Финансовая политика государства является составной частью общей экономической политики. Она определяется рядом факторов, к которым относятся: объективные законы развития эк (денежных) отношений в обществе; пол и эк устройство государства; исторические условия, в которых государство осуществляет свои функции; конкретные эк и соц задачи, которые ставит перед собой государство на данном этапе его развития.

Таким образом, финансовая политика государства не является неизменной. Ее содержание меняется на разных этапах развития общества. Формирование финансовой политики включает три этапа:

• разработка научно обоснованной концепции развития финансов с учетом главных целей эк развития;• определение основных направлений использования финансов; •осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Главным субъектом финансовой политики является государство. Финансовая политика реализуется через финансовый механизм, его рычаги и стимулы и законодательно оформляется в нормативных актах.

Основными целями фин политики являются мобилиза­ция фин ресурсов и наращивание гос финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

К основным задачам финансовой политики относятся следующие:

• финансовая поддержка мероприятий, направленных па ускорениерыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию;

• отбор источников мобилизации финансовых ресурсов, определе­ние их состава, структуры, возможных резервов увеличения;

• рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

• концентрация финансовых ресурсов на важнейших направле­ниях эк и социального развития;

• обеспечение сбалансированности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики;

• уменьшение дефицита государственного бюджета; • либерализация ВЭД; • активизация процессов разгосударствления и приватизации государственной собственности с целью финансового оздоровления, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики;

• унификация отечественного финансового законодательства с международным законодательством • разработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.

Благодаря распределительной и контрольной функциям фи­нансы активно используются в системе ГР экономического развития. Через финансовый меха­низм государство воздействует на все стороны общественного воспроизводства, регулирует развитие социальной сферы, ока­зывает поддержку малому бизнесу, стимулирует инновацион­ные процессы. Успешной реализации этих процессов способ­ствует современная инфраструктура финансовой системы страны, в которую входят Мин финансов и террито­риальные финансовые органы, включая органы государствен­ного казначейства, МНС и территориальные налоговые органы, Министерство экономики, Государственный таможенный комитет, Национальный банк, Комитет государственного контроля, финансовые службы мини­стерств и ведомств, финансовые управления предприятий и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: