Классификация групп

Тема: Социофакторы и этика менеджмента

1. Группы: понятие и их значимость

2. Классификация групп

3. Управление неформальной организацией

4. Природа конфликта

5. Типы конфликтов

6. Причины конфликтов

7. Методы разрешения конфликтов

Группы: понятие и их значимость

Группа — это совокупность людей, которые вступают в такое взаи­модействие, когда каждый человек оказывает влияние на других людей и одновременно находится под их влиянием. Члены группы объединены совместной социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении. (Группа - это семья, от­дел, где человек работает, группа друзей, группа студентов и др.)

(Организация - объединение нескольких групп. Формируя подразделения предприятия и уровни его управле­ния, руководство создает группы.)

Необходимость изучения вопросов групповой динамики в менеджменте обусловлена тем влиянием, которое оказывают группы на организацию и достижение ею поставленных целей. Понимание того, что социальные факторы и групповая динамика как их выражение имеют большое значение для роста производительности труда пришло не сразу. Толчком к изучению этих процессов послужили хоторнские эксперименты Элтона Мэйо.

Хоторнский эксперимент – на заводе Хоторна, компании «ВестернЭлектрик» в г. Чичеро. Выводы:

- человеческий элемент имеет большее влияние на производительность труда, чем изменение технических и физических условий;

- организация – это социальная система, помимо экономических потребностей, у рабочих есть и социальные, удовлетворение которых ведет к взаимодействию отдельных личностей в формальных и неформальных группах (хотят общаться, не хотят выделяться, тянутся к лидерам);

- необходимо учитывать социальные взаимоотношения между сотрудниками;

Выделяют следующие характеристики малой группы:

Композиция – характеристика, отражающая индивидуальный состав группы, он м.б. однородным (люди похожи друг на друга) – композиция гомогенная, если в группу входят индивидуально очень различные люди – гетерогенна.

Позиция члена группы – официальное положение человека в какой-то подсистеме отношений.

Статус – реальное положение человека в системе внутригрупповых отношений, степень авторитетности для остальных участников.

Внутренняя установка человека – личное субъективное восприятие им собственного статуса, то, как он оценивает свой авторитет и степень влияния на остальных.

Размер – количественный состав группы.

Классификация групп

1) Группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса - формаль­ные группы. Их функциями являются выполнение конкретных задач и достижение конкретных целей. В формальных группах строго распределены позиции и роли членов группы, на основе системы подчинения, называемой «структура власти».

Виды формальных групп:

а) рабочая (целевая) - лица, работающие над одним и тем же заданием, задачей, проектом; они имеют право самостоятельно планировать и обеспечи­вать свой производственный процесс и решать свои проблемы. Груп­па в целом оказывает влияние на поведение каждого члена этой груп­пы и на повышение производительности труда. Задачи каждой из рабочих групп должны быть взаимосвязаны с задачами других структурных подразделений и организации в целом. Целевые группы могут быть специальные и постоянные.

б) руководящая (командная) – группа управления, состоящая из руководителя и его непосредственных подчиненных, руководителей отдельных подразделений, отделов, бригад;

в) комитет (комиссии, советы) – группа людей, которым делегированы полномочия для выполнения какого либо задания. В состав комитетов входят как руководители различного уровня, так и рядовые сотрудники.

Типы комитетов:

- постоянный комитет, создаваемый как постоянно действующая группа, с целью осуществления конкретной задачи, чаще всего стратегической (Совет безопасности);

- специальный комитет, формируемый для выполнения отдельной временной задачи.

2) Неформальные группы объединяются внутри формаль­ных. Причиной их возникновения часто являются неудовлетворенные индивидуальные потребности. Основой для возникновения неформальных групп являются дружеские отношения на основе общих интересов, приятельских чувств. (Первоначально это может быть игра в шашки, шахматы, кар­ты, совместные обеды, походы в кино, театр и т. д.) При этом укрепля­ются межличностные отношения, создаются свои способы действий, возникают традиции.

Неформальная организация – спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижение определенной цели. (Сотрудники, объединенные в неформальные организации осуществляют деятельность, которая отсутствует в описании должностных обязанностей: совместные обеды, выполнение работы за приятеля, борьба с теми, кто не является членом группы, игра и т.д.)

Формальная организация создается по заранее продуманному плану, неформальные организации – спонтанная реакция на неудовлетворенные индивидуальные потребности, в них отсутствуют официально предписанные цели и отношения. Однако формальные и неформальные группы неразделимы и существуют параллельно.

В неформальных организациях (как и в формальных) есть иерархия, лидеры и задачи, нормы и ценности, происходит распределение ролей и складывается структура межличностных отношений.

Побуждениями вступления в неформальную группу яв­ляются: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимозащита, тес­ное общение, заинтересованность, симпатия (зачастую не осознаются, в отличие от причин вступления в формальные группы).

Выделим три типа неформальных ролей сотрудников в организации: творческие, коммуникационные, поведенческие.

Творчески роли:

- генератор идей выдвигает принципиальные идеи. Он определяют ключевые проблемы, предлагает возможные решения, выбирает пути и средства реализации идей;

- капиллятор идей доводит идеи до прикладных решений, имеет способность соединения разных идей, разрабатывает технологии использования идей на практике;

- эрудит (носитель идей) изучает много вопросов, изучает, читает, поэтому обладает большими энциклопедическими сведениями по широкому кругу проблем;

- эксперт может оценить целесообразность идеи, дать правильный совет по ходу обсуждения;

- энтузиаст личным примером и обаянием заражает группу верой в успех общего дела, побуждает других работать добросовестно;

- критик подвергает критическому анализу работу группы, дает критическую и часто негативную оценку выдвигаемым идеям;

- организатор увязывает в процессе работы деятельность отдельных членов группы с учетом достижения конечной цели.

Коммуникационные роли:

- лидер – человек, обладающий высоким личным и профессиональным авторитетом в группе, оказывает влияние на поведение группы в целом и отдельных ее членов;

- делопроизводитель выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений;

- связной объединяет на неформальной личностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой; обеспечивает внешние взаимосвязи группы;

- «сторож» распределяет и контролирует потоки информации, оценивает важность или второстепенность сообщений, доводит их до лидера;

- координатор осуществляет увязку действий отдельных членов группы с точки зрения достижения конечной цели в контакте с лидером;

- проводник обеспечивает связь группы с внешней средой, это человек. хорошо знающий географию и историю района, структуру организации.

Поведенческие роли:

- оптимист всегда уверен в успехе общего дела, находит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным поведением членов группы;

- нигилист всегда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой;

- конформист следует общепринятым нормам поведения, пассивно соглашается с решением группы, представляя «молчаливое большинство»;

- догматик упорно держится известных норм, до последнего защищает свое мнение, не соглашаясь с рациональным решением группы;

- комментатор фиксирует и комментирует события, происходящие в жизни людей, в мире, на работе, в спорте и в быту;

- кляузник собирает и способствует распространению слухов, часто непроверенных, ложных; он во всем видит личную обиду, готов писать жалобы во все инстанции.

Процесс развития неформальных групп и причины, по которым люди в них вступают, способствуют образованию в группах как позитивных, так и негативных характеристик, влияющих на эффективность деятельности организации в целом.

Негативные характеристики неформальных групп:

· противоречивые цели;

· ограничение интенсивности и результата;

· конформизм;

· сопротивление (производственным) изменениям;

· негативные социальные нормы;

· жесткий социальный контроль;

· оппозиция неформального лидера (группы) формальному руководителю (группе).

Преимущества функционирования неформальных групп:

· повышение эффективности деятельности системы в целом;

· облегчение нагрузки на менеджмент;

· обеспечение безопасного выхода эмоций сотрудников;

· улучшение коммуникаций;

· позитивные социальные нормы (коллективизм, творчество, взаимопомощь) и разумный социальный контроль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: