В 1970-х гг появилась концепция управления на ос нове решения стратегических задач. Она ориентировалась на обеспечение тактиче ской выживаемости фирмы и сохранение ее стратегических позиций и конкурентных преимуществ в основных сферах деятельности, что до начала 1980-х гг было элементом традиционного планирования. В этих условиях стратегическое управление стало представлять собой единство пла нирования стратегических позиций и управления решением стратегических задач. Стратегические задачи — это своего рода ответ на непредвиденные события внутри и за пределами фирмы, которые могут существенно повлиять на достиже ние ее целей. Их приходится ставить и решать, чтобы своевременно предотвратить возникновение неблагоприятной, хозяйственной ситуации, смягчить ее негатив ные последствия либо с максимальной выгодой использовать открывающиеся воз можности.
В процессе решения таких задач происходит корректировка деятельности фир мы, например ускоряются темпы роста, повышается ее гибкость, неуязвимость, привлекаются новые партнеры и клиенты. Изменение хозяйственной ситуации порождается взаимодействием различных внутренних и внешних факторов. Внешние факторы могут быть естественными (стихийные бедствия); политиче скими (военные действия); экономическими (состояние рыночной конъюнктуры); технологическими (внезапное появление и распространение новых видов техни ки); социальными (трудовые конфликты). Внутренние факторы, в сущности, аналогичны внешним, только меньше по мас штабам. Они также могут быть по природе своей естественными (массовые заболе вания персонала, нарушающие нормальный ход работы), технологическими (по ломки оборудования), экономическими (нехватка финансовых средств), социаль ными (забастовки).
Управление решением стратегических задач используется в том случае, когда бу дущие события полностью или частично предсказуемы, но менять в соответствии с ними общую стратегию невозможно или нецелесообразно. Такое управление происходит с помощью специальной группы. Она анализирует ожидаемые изменения во внешней среде, вызывающие их причины, и доводит полу ченные результаты, а также свои выводы и рекомендации до сведения высшего руко водства.
Трудности предсказания изменений во внешней среде (даже на сравнительно короткий период) привели к возникновению концепции управления по слабым и силь- 3 54 Раздел VII. Процесс управления ным сигналам тревоги (признакам, при появлении которых необходимо осуществ лять подстраховывающие мероприятия).
Стратегическая неуязвимость характеризуется способностью компании ус пешно противостоять натиску конкурентов как в настоящий момент, так и в пер спективе
Для обеспечения выживаемости фирма должна формировать наиболее предпоч тительную с точки зрения конечного результата структуру производственного по тенциала, надежно обеспечивать себя ресурсами, оперативно приспосабливаться к меняющимся условиям. Гибкость бывает внутренней и внешней.
Причинами неудач стратегического управления называют: • нарушение баланса власти между линейным руководством и штабными подразделениями, осуществляющими стратегическое планирование; • отсутствие надежного механизма реализации стратегических планов; • неудачную маркетинговую политику; • неспособность критически оценить ситуацию, медлительность, нерешитель ность руководителей.