Школы в истории менеджмента: школа человеческих отношений и поведенческих наук (сущность, представители, основные этапы развития, значение для современного менеджмента)

"Неоклассический" (третий) этап развития менеджмента рождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", где уделяется внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, соц. взаимодействиям и групповым интересам.

Возникновение школы ЧО непосредственно связано с именем немецкого психолога Г. Мюнстерберга (1863 — 1916), создавшего первую в мире школу промышленных психологов.

Большой вклад в развитие теории и практики ЧО внесли Элтон Мэйо (1880 — 1949) и Мери Паркер Фоллет. Если Ф. Тэйлор обещал управляющим повышение производ-ти труда, то Э. Мэйо – повышение престижа и преданность подчиненных.

Э. Мэйо пришел к выводу, что производ-ть труда рабочих зависит не только от условий труда, материального поощрения и действий админ-ции, но и от социального и психологического климата в среде рабочих. Осн. рекомендации этой школы сводятся к выявлению роли отношений в малых неформальных группах и использованию психологических и социальных особенностей группы, налаживанию межличностных отношений для повышения удовлетворенности работой.

Представители школы ЧО поставили под сомнение ряд тезисов классической школы. Например, максимальное разделение труда, которое приводило к обеднению содержания труда, а также координацию посредством иерархии. Они считали, что направление власти только сверху вниз не является эффективным.

Позднее в 40-60-е годы концепция ЧО была дополнена поведенческой концепцией. Она затрагивает такие аспекты менеджмента, как власть и авторитет, мотивация, лидерство и пр. Ее возникновение связывают с именем Ч. Барнарда. Впоследствии она была развита в трудах А. Маслоу иерархическая теория потребностей). Далее - Крис Арджирис, Фредерик Герцберг.

Не менее популярно и учение Д. Макгрегора (1960). С его теорией (Х-в и Y-в) лежат следующие характеристики работников:

теория Х-ъ — средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять;

теория Y-в — люди не пассивны от природы. Они стали такими в результате работы в организации.

Целью этой школы было повышение эффект-ти организации за счет повышения эффект-ти ее человеческих ресурсов, которые яв-ся гл. ресурсами организации. Школа сосредоточила внимание на изучении и создании условий для наиболее полной реализации способностей и потенциала каждого работника. Поэтому необходимо развивать сотрудничество с подчиненными. Для его налаживания полезно знать теорию Х и теорию У Д. МакГрегора, в которых он представил два основных подхода к организации управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: