Межличностное взаимодействие и его структура

Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям:

- в нем участвует небольшое число людей (чаще группа из 2-3 человек);

- это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать друг друга, осуществлять обратную связь;

- каждый из участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик.

Существует несколько близких терминов, близких к понятию «межличностное взаимодействие», которые необходимо разграничить. Несмотря на то, что термины «межличностные отношения» и «межличностная коммуникация» «межличностное взаимодействие» близки по смыслу, однако они указывают на различные аспекты.

Так, при обсуждении понятия «межличностное взаимодействие» необходимо выделить, прежде всего, действия, которые предпринимают индивиды по отношению друг к другу, кроме того, поскольку действия совершает каждая из сторон, то интерес представляет как собеседники соотносят свои цели и организуют их достижение, т.е. как достигается взаимность между участниками общения. В содержании данного понятия подчеркивается активность общающихся, что позволяет понять формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.

Понятие «межличностная коммуникация» направлено на анализ способов обмена информацией между партнерами, их приема и переработки.

На эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми ставится акцент в понятии «межличностные отношения», включающем в себя межличностную связь путем обмена личностно значимой информацией, возникновение взаимной зависимости и ответственности вступивших в контакт людей.

Для того чтобы выбрать наиболее эффективный вариант взаимодействия с другим человеком необходимо ориентироваться в сложившейся ситуации общения, понимать ее контекст. Анализ контекста общения позволяет выбрать способ поведения, адекватный данной ситуации, соотнести собственные действия и ситуацию.

Характер цели, и как следствие возникающая между партнерами дистанция в ситуации общения позволяет выделить три уровня общения:

           
 
Социально-ролевой уровень от человека ожидается выполнение определенной ролевой функции, демонстрация знания норм социальной среды, подтверждение своего статуса. Контакты ограничиваются ситуативной необходимостью: на улице, в транспорте, на приеме в официальном учреждении. Основной принцип: реализация норм и требований социальной среды.
   
Деловой уровень Первостепенны интересы дела, совместная деятельность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества, общение является психологически отстраненным. Основной принцип: рациональность.
 
Интимно-личностный уровень Основной целью общения является удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, переживании, ожидается психологическая близость, доверительность. Характеризуется проникновением во внутренний мир других людей, сопреживанием. Основной принцип: эмпатия.
 
 


Структура любой социальной ситуации включает в качестве необходимых следующие элементы:

1. роли участников взаимодействия, то есть набор предписаний, касающихся того, как человек должен вести себя, если он занялфиксированную позицию среди людей, относительно которой уже сложились нормативный представления;

2. набор и порядок действий (или сценарные последовательности);

3. правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников социальной ситуации, при этом характеристики конкретной ситуации, в которой протекает общение накладывает ограничения на их поведение, чувства.

После определения типа социальной ситуации развитие процесса межличностного взаимодействия предполагает выстраивание позиции, позволяющих достичь целей участникам общения в заданных обстоятельствах. Под этим углом зрения межличностное взаимодействие есть ничто иное, как конструирование, формирование межличностного пространства, то есть организация всех элементов взаимодействия в определенном порядке. Оно предполагает:

– выбор позиции по отношению к другому, пристройку к позициям друг друга;

– четкое определение пространственно-временных границ ситуации взаимодействия, за пределами которой выбранная позиция становится неуместной;

– оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

При рассмотрении пространственных характеристик межличностного взаимодействия можно выделить вертикальные и горизонтальные составляющие.

Вертикальная составляющая находит свое выражение в представлениях о взаимном расположении партнеров по общению. Возможные позиции могут быть обозначены следующим образом: пристройка сверху, пристройка снизу, пристройка наравне.

Пристройка сверху выражается в позиции доминивования, выражается в поучениях, советах, осуждениях, замечаниях, высокомерных и покровительствующих интонациях. Пристройка снизу предполагает позицию зависимости, безинициативности, незащищенности, проявляется как просьба, извинение, опускание головы, демонстрации других форм подчинения и зависимости. Позиция равенства сторон проявляется в соответствующих формах поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и желаний, обоснованные высказывания, готовность выслушать критические замечания в свой адрес и готовность к их обсуждению.

Горизонтальная составляющая межличностного взаимодействия находит свое выражение в использовании (или отказе от их использования) межличностных преград, в качестве которых могут выступать внешние физические барьеры как эквиваленты психологических преград: стол, стул, скрещенные руки на груди, и т.д. Преградой может оказаться «закрытость» личности той или иной стороны для другого человека, что также создает определенную дистанцию.

Зоны межличностного общения, нормы пространственной и временной организации общения изучает проксемика. Эти нормы в разных культурах различаются, параметры дистанций определяются величиной территории и степенью населенности каждой страны. Классическая классификация Э. Холла свойственна американской культуре, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин приводят специфические для русской культуры нормы приближения человека к партнеру по общению:

1) интимная дистанция – 0-50 см. (сравнить с американской 0-45 см). На этом расстоянии общаются самые близкие люди, вторжение посторонних рассматривается как нарушение личного пространства и вызывает негативные эмоции, агрессию. Напряженность и раздражение в переполненном автобусе в немалой степени вызваны необходимостью терпеть присутствие посторонних людей в своей интимной зоне.

2) Личная дистанция – 0,5-1,2 (аналогична персональной в американской культуре). На этом расстоянии разговаривают обычно друзья и хорошие знакомые, доверяющие друг другу.

3) Социальная дистанция – 1,2-2 м. Соответствует неформальному, товарищескому общению; на этом расстоянии удобно обмениваться новостями с коллегами по работе.

4) Формальная дистанция – 2-4 м. Характерна для деловых отношений. На этом расстоянии хорошо общаться с начальством или подчиненными, а также начинать переговоры с партнерами.

5) Публичная дистанция – более 4 м. Позволяет воздержаться от общения или обменяться ритуальными поглаживаниями без риска прослыть нетактичным человеком. Публичное расстояние дает безболезненно и незаметно выйти из пространства общения. Эта дистанция типична для общения с большими аудиториями.

К пространственным характеристикам межличностного взаимодействия относят и способы выделения и обозначения индивидом территории, которую он считает «своей». На физическом уровне это может быть кабинет, рабочий стол; на эмоциональном уровне – право на собственное настроение, отношение к чему-либо; на ролевом уровне – право на выбор профессии, рода занятий, индивидуальных способов выполнения деятельности.

Таким образом, пространство, создаваемое в процессе межличностного взаимодействия благодаря исходному определению ситуации его участниками, согласованию их намерений, приспособлению к позициям друг друга, организация совместной деятельности, оказывается фактором определяющим успешность конкретного взаимодействия, его характер и перспективы.

Взаимодействие является фундаментальным процессом, который приводит к образования диадной общности. Основными механизмами, обеспечивающими формирование межличностного пространства взаимодействия являются взаимопонимание, координация, согласование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: