Тема 4.6 Инвестиционная и инновационная деятельность организации (предприятия)

С экономической точки зрения инвестиции рассматриваются как расходы на создание (приобретение), расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а так же вызванное этим изменением расширение оборотного капитала.

Инвестициями могут быть:

1. Денежные средства, целевые банковские вклады, акции и другие ценные бумаги;

2. Движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и др. материальные ценности);

3. Имущественные права, вытекающие из авторского права, «ноу-хау», опыт и другие интеллектуальные ценности;

4. Права пользования землей и другими природными ресурсами, а также другие ценные имущественные права;

5. Другие ценности.

Под инвестиционной деятельностью понимается совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации инвестиций.

Субъекты инвестиционной деятельности:

1) Инвесторы (частные и институциональные).

2) Наемные работники (исполнители работ).

3) Арендаторы объектов инвестирования.

Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизированные основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, интеллектуальные ценности и имущественные права, научно-техническая продукция.

Источники инвестиций:

1. Внутренние источники (собственные средства: нераспределенная прибыль, уставный капитал, амортизационный фонд, фонд накопления).

2. Внешние источники (ассигнования из различных бюджетов, иностранные инвестиции, кредиты и займы, средства от продажи акций и др.).

Термин «инновация» появился в отечественной экономике в связи с переходом к рынку. До этого существовало понятие «внедрение достижений НТП».

Качественное совершенствование производства осуществляется в форме нововведений. Область науки, изучающая различные теории нововведений – формирование новшеств, их распространение, факторы, противодействующие нововведениям, выработку инновационных решений – называют инноватика.

Инновационная деятельность - это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок в производственный процесс. Инновация - есть конечный результат инновационной деятельности, получившей реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (технологического процесса), реализуемого на рынке.

Классификация инноваций:

1. По степени новизны выделяют:

1) Базисные инновации (реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники);

2) Улучшающие (связаны с внедрением мелких и средних изобретений);

3) Псевдоинновации (направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии);

2. По роли в воспроизводственном процессе инновации классифицируются на:

1) потребительские;

2) инвестиционные;

3. По степени сложности:

1) простые;

2) синтетические;

4. По причинам возникновения:

1) реактивные (направлены на выживание организации, они появляются, как правило, как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами);

2) стратегические (носят упреждающий характер и направлены на получение конкурентных преимуществ в перспективе);

5. По характеру применения различают:

1) продуктовые инновации (направлены на производство и использование новых продуктов и услуг);

2) рыночные (открывающие новые сферы применения уже известных продуктов и услуг и позволяющие реализовать потребности в них на новых рынках);

3) инновации–процессы (нацелены на новые технологии, организацию процесса и управление);

4) социальные инновации (ориентированные на построение и функционирование новых социальных структур).

Понятие «инновация» может применяться только к тем новшествам, затраты на создание и внедрение которых окупаются в нормативные сроки. При этом период времени от зарождения идеи до практического внедрения новшества называется жизненным циклом инноваций. Финансирование инноваций осуществляется из тех же источников, что и финансирование любых инвестиций (самофинансирование, заемные средства, привлечённые источники и др.).

Инвестиционная политика организаций (предприятий) должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий (что в настоящее время в РФ составляет лишь 3% от общего выпуска).

Причем инновации - это не только производство новых продуктов и внедрение новых технологий, но и новые сферы управления, маркетинговые инструменты. Обновление продукции увеличивает вероятность получения организацией (предприятием) добавочной прибыли (научно технической ренты).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: