С экономической точки зрения инвестиции рассматриваются как расходы на создание (приобретение), расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а так же вызванное этим изменением расширение оборотного капитала.
Инвестициями могут быть:
1. Денежные средства, целевые банковские вклады, акции и другие ценные бумаги;
2. Движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и др. материальные ценности);
3. Имущественные права, вытекающие из авторского права, «ноу-хау», опыт и другие интеллектуальные ценности;
4. Права пользования землей и другими природными ресурсами, а также другие ценные имущественные права;
5. Другие ценности.
Под инвестиционной деятельностью понимается совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации инвестиций.
Субъекты инвестиционной деятельности:
1) Инвесторы (частные и институциональные).
2) Наемные работники (исполнители работ).
3) Арендаторы объектов инвестирования.
|
|
Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизированные основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, интеллектуальные ценности и имущественные права, научно-техническая продукция.
Источники инвестиций:
1. Внутренние источники (собственные средства: нераспределенная прибыль, уставный капитал, амортизационный фонд, фонд накопления).
2. Внешние источники (ассигнования из различных бюджетов, иностранные инвестиции, кредиты и займы, средства от продажи акций и др.).
Термин «инновация» появился в отечественной экономике в связи с переходом к рынку. До этого существовало понятие «внедрение достижений НТП».
Качественное совершенствование производства осуществляется в форме нововведений. Область науки, изучающая различные теории нововведений – формирование новшеств, их распространение, факторы, противодействующие нововведениям, выработку инновационных решений – называют инноватика.
Инновационная деятельность - это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок в производственный процесс. Инновация - есть конечный результат инновационной деятельности, получившей реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (технологического процесса), реализуемого на рынке.
Классификация инноваций:
1. По степени новизны выделяют:
1) Базисные инновации (реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники);
2) Улучшающие (связаны с внедрением мелких и средних изобретений);
|
|
3) Псевдоинновации (направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии);
2. По роли в воспроизводственном процессе инновации классифицируются на:
1) потребительские;
2) инвестиционные;
3. По степени сложности:
1) простые;
2) синтетические;
4. По причинам возникновения:
1) реактивные (направлены на выживание организации, они появляются, как правило, как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами);
2) стратегические (носят упреждающий характер и направлены на получение конкурентных преимуществ в перспективе);
5. По характеру применения различают:
1) продуктовые инновации (направлены на производство и использование новых продуктов и услуг);
2) рыночные (открывающие новые сферы применения уже известных продуктов и услуг и позволяющие реализовать потребности в них на новых рынках);
3) инновации–процессы (нацелены на новые технологии, организацию процесса и управление);
4) социальные инновации (ориентированные на построение и функционирование новых социальных структур).
Понятие «инновация» может применяться только к тем новшествам, затраты на создание и внедрение которых окупаются в нормативные сроки. При этом период времени от зарождения идеи до практического внедрения новшества называется жизненным циклом инноваций. Финансирование инноваций осуществляется из тех же источников, что и финансирование любых инвестиций (самофинансирование, заемные средства, привлечённые источники и др.).
Инвестиционная политика организаций (предприятий) должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий (что в настоящее время в РФ составляет лишь 3% от общего выпуска).
Причем инновации - это не только производство новых продуктов и внедрение новых технологий, но и новые сферы управления, маркетинговые инструменты. Обновление продукции увеличивает вероятность получения организацией (предприятием) добавочной прибыли (научно технической ренты).