Задание. Подобрать определения к словам: туча, машина, город, небо, дорога, трава, слон. тигр. заяц, машина, ягода и др.
Задание. Подобрать антонимы к следующим словам: холодный, ловкий, ленивый, толстый, тонкий, сухой, кислый, высокий и т.д.
Предъявляемые слова при исследовании слоговой структуры слова и звуконаполняемости: пуговиц. помидоры, простокваша, сквозняк, милиционер, телевизор, аквариум и др. сложные слова. Вначале ребенок должен самостоятельно назвать слова, а затем повторить его по подражанию
ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Исследование способности словообразования. Изменение слова по падежам. Логопед показывает ребенку карандаш и говорит: Логопед показывает ребенку карандаш и говорит: «У меня карандаш (ребенок повторяет самостоятельно или с помощью логопеда). У меня нет... Ответ ребенка -карандаша. Логопед; Я протягиваю руку к...(карандашу). Я беру в руку... (карандаш). Я рисую домик...(карандашом). Я мечтаю о...(карандаше).
Преобразование имени существительного в именительном падеже
единственного числа во множественное. Логопед показывает ребенку предметные картинки, на которых изображены один предмет и несколько предметов:
Логопед показывает предметные картинки с изображением различного количества предметов, ребенок называет их. Затем логопед убирает картинку, на которой изображено несколько предметов (либо закрывает ее) и осторожно побеждает ребенка сказать слово, стоящее в родительном падеже множественного числа.
Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде: Шар - голубой, чашка - голубая, платье - голубое. Мяч - красный. Машина - красная. Ведро - красное и т.д.
Какой? Какая? Какое? Какие?
Согласование числительных «два» и «пять» с существительными.
Исследование способности словообразовании
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Логопед использует предметные картинки с изображениями предметов разной величины. Назови ласково
Образование прилагательных от существительных.
Ребенку предлагается подумать и ответить. Логопед дает ребенку установку: «Посмотри. Этот шкаф сделан из дерева. Значит он деревянный». Далее логопед предлагает ребенку закончить следующие словосочетания:
Шапка из меха -... меховая
Чашка из фарфора -... фарфоровая
Машина из железа -... железная
Образование глаголов движения с помощью приставок.
Для обследования предлагаются следующие слова: ходить, бежать, летать.
Ходить - приходить, заходить, выходить, обходить, уходить...
Летать - залетать, вылетать, отлетать, прилетать...
Исследуя характер употребления предложных конструкций. Произнести фразу без предлога и предложить ребенку вставить необходимый предлог
СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ