Уровень благополучия граждан во многом определяется наличием у них социально-экономических прав и созданием государством надлежащих условий для их реализации. В период формирования рыночных отношений трудящиеся нуждаются в особой правовой защите, гарантированной государством, и распространяющейся на предприятия и организации всех форм собственности. Статья 21 Конституции Республики Беларусь закрепляет положение о том, что обеспечение прав и свобод граждан является высшей целью государства1.
Конституция содержит новую концепцию взаимоотношений личности и государства - не классовые интересы, а человек является высшей ценностью общества; в ней закреплены основные трудовые права граждан либо нормы, имеющие к ним непосредственное отношение. Статья 41 Конституции предусматривает право на защиту от безработицы. Так, государством должны создаваться условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируются обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с Законом.
По действующему Закону «О занятости населения Республики Беларусь» безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в государственной службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней.
Безработными могут быть признаны трудоспособные граждане. Критерий трудоспособности подразумевает две характеристики: возраст и здоровье. Трудоспособными по возрасту по Закону «О занятости населения Республики Беларусь» считаются все граждане с 16 до 55 (женщины) или 60 лет (мужчины).
Безработными признаются граждане, не имеющие работы и заработка, то есть незанятые. Сразу же отметим, что с точки зрения нашего законодательства не существует форм частичной безработицы, так как граждане, находящиеся в вынужденных отпусках, работающие неполное рабочее время, считаются занятыми. Согласно Конвенции МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» занятость существует в двух формах: полной и частичной. В последнем случае трудовые отношения работников и работодателей сохраняются. Государства, ратифицировавшие Конвенцию (в их число входит и Республика Беларусь как правопреемница СССР), обязаны принимать меры защиты в отношении полностью безработных. Это положение и нашло отражение в Законе «О занятости населения Республики Беларусь». Вместе с тем на уровне подзаконных актов предпринимаются действия по легализации статуса частично безработного.
Согласно ст. 1 Закона «О занятости населения Республики Беларусь», под занятостью понимается деятельность, приносящая, как правило, заработок (доход). Понятия заработка и дохода неравнозначны. Под заработком понимается вознаграждение за работу, выполненную по трудовому договору (контракту), а доход приносит деятельность, осуществляемая по договорам гражданско-правового характера (например, договорам подряда). В рыночных условиях появились и иные источники дохода помимо трудовой деятельности. Возникает вопрос, можно ли считать безработными граждан, которые хотя и не имеют работы, но получают доходы, например проценты по вкладам в банках, дивиденды и т.п. Несмотря на то что государственная служба занятости наделена правом оценивать доходы граждан по налоговой декларации, довольно трудно учесть перечисленные выше доходы, поскольку граждане считают, что речь должна идти лишь о доходах от трудовой деятельности, и в декларации не указывают данные виды доходов.
В соответствии с действующим законодательством занятыми признаются граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели. Службы занятости запрашивают в инспекциях государственного налогового комитета информацию о гражданах, зарегистрированных в качестве предпринимателей, и отказывают им в признании безработными либо снимают с учета со дня регистрации в качестве предпринимателя. Но на практике имеют место и такие случаи, когда гражданин, зарегистрированный предпринимателем без образования юридического лица, фактически никакую деятельность не вел и доходов не получал. Это подтверждает и инспекция государственного налогового комитета, где состоит на учете предприниматель. Государственная служба занятости ориентируется лишь на формальный критерий — факт регистрации как предпринимателя, хотя следует учитывать критерий получения дохода.
На уровень и содержание отношений в сфере занятости влияют трудовые отношения. Их стабильность непосредственно влияет на рынок занятости.
Провозглашение республики правовым государством означает, что экономическая и социальная политика во многом обусловливают друг друга. С одной стороны, актуальной является задача освобождения предпринимателей от опеки государства, а с другой - трудности переходного периода нельзя преодолеть только за счет населения.
Среди проблем занятости населения в Беларуси наиболее острыми являются:
• массовое высвобождение работающих из общественного хозяйства, обусловленное нарушением экономических связей с республиками бывшего Союза ССР, спадом производства;
• слабое развитие отраслей непроизводственной сферы;
• медленные темпы развития негосударственных форм хозяйствования;
• рост реальной и скрытой безработицы.
Процесс перестройки нашей экономики вызвал увеличение «незанятых» людей. Действительность такова, что в современных социально-экономических условиях преимущество в занятости принадлежит мужчинам. Права и возможности женщин в этом плане часто ниже не только реальных, но и официальных. Как социологический факт можно рассматривать и то, что женская безработица создает особые социальные проблемы, а именно:
• алкоголизм, наркомания и, как следствие, бездетность или неполноценное деторождение;
• проституция, ведущая к разложению нравов в обществе.
Женская занятость аритмична. С улучшением социально-экономической ситуации занятость женщин повышается, а с ухудшением - падает.
Конкуренция в распределении рабочих мест охватывает не только половые, но и возрастные группы общества - молодежь, людей среднего возраста, пожилых.
В настоящее время безработными являются в основном молодые люди. В положении безработных иногда оказываются молодые люди, уже создавшие семью. В этом случае безработица не позволяет сформировать экономические основы ее благополучия. Длительная незанятость молодых людей ведет к полной социальной апатии и социальному инфантилизму, снижает установку на профессионально-трудовую карьеру в будущем.
Безработица молодежи - особый фактор преступности, связанный с нестабильным характером молодых людей.
Не менее сложной социальной проблемой является безработица лиц старшего возраста. Они труднее привыкают к инновациям, поэтому часто оказываются непроизводительными работниками. В случае увольнения у данных лиц гораздо продолжительнее период поиска работы, нежели у молодого и среднего поколения, к их намерению сменить профессию относятся скептически, негативно.
Основное противоречие социальной защиты безработных заключается в том, что безработица - это следствие неблагоприятной социально-экономической ситуации, но именно в такой ситуации затруднительна выплата пособий и низка их покупательская способность. В то же время, чем выше удельный вес безработных в обществе, тем меньше уровень социальной защиты каждого из них. Многие адаптируются к своему безработному положению, вполне довольствуются получаемой помощью и не стремятся искать работу или ищут только особенно престижную.
Право на получение пособия по безработице возникает одновременно с признанием гражданина безработным. Характеристика права на получение пособия по безработице предполагает анализ предусмотренных законом условий назначения пособия, его размера и продолжительности выплаты. Особый интерес и практическую значимость приобретает названный анализ в сравнительно-правовом аспекте и во взаимосвязи с международными стандартами.
Условия назначения пособия по безработице закреплены в Законе «О занятости населения Республики Беларусь», Рассматривая их, встречаешься с проблемой, когда трудоспособные граждане превращают пособие по безработице в постоянный побочный доход, при этом имея иные, зачастую неофициальные источники доходов. Указанная категория извлекает из данной ситуации двойную выгоду, так как время выплаты пособия по безработице засчитывается в трудовой стаж гражданина.
В соответствии с законодательством пособие назначается любому гражданину (даже не имеющему трудового стажа или ищущему работу после длительного перерыва), различен лишь размер. Складывается ситуация: человек может получать пособие по безработице, практически не работая. Сначала он получает пособие в течение 12 месяцев, затем может устроиться на работу, проработать некоторое время, уволиться, зарегистрироваться в качестве безработного и снова целый год получать пособие по безработице, и так далее, без всяких ограничений. А учитывая, что время получения пособия засчитывается в трудовой стаж, можно и пенсию заработать. Может встать вопрос: кто же согласится получать пособие в размере минимальной заработной платы, установленной законом, если можно заработать больше? Но сложности с поиском работы остаются, и, кроме того, работники многих предприятий, организаций переведены на режим неполного рабочего времени, отправляются в бессрочные вынужденные отпуска без сохранения заработной платы, нередки и периодические задержки в выплате зарплаты в условиях нестабильного финансово-экономического положения в Республике Беларусь. В этой ситуации для некоторых граждан лучше получать гарантированный минимум.
Практически во всех европейских странах затронутая проблема решена, так как обязательным условием назначения пособия является установленный законом страховой стаж с необходимыми отчислениями в страховой фонд занятости. Таким образом, человек, имея работу, сам заботится о своем будущем. Потеря работы считается страховым случаем, при наступлении которого страхователю выплачивается определенная сумма1. В этой связи предлагаем ввести в белорусское законодательство необходимость наличия страхового стажа как обязательного условия для повторного назначения пособия по безработице. Тем самым мы сможем решить проблему неограниченного срока получения пособий, которые изменят свой статус, перестанут быть чисто государственной помощью. Требование страхового стажа заставит граждан искать работу и самостоятельно заботиться о возможной предстоящей безработице, а не полагаться во всем на государство.
По действующему белорусскому законодательству граждане имеют право на пособие по безработице (стипендии безработным) независимо от причины увольнения, будь то сокращение штата, собственное желание (нарушение трудовой дисциплины). Единственная оговорка в Законе касается граждан, уволенных за дисциплинарные нарушения, выплата им пособия по усмотрению службы занятости может быть отложена и производиться только с четвертого месяца безработицы.
Следует отметить, что в международно-правовых нормах о труде эта проблема решается иначе. Так, согласно Конвенции МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» в пособии может быть отказано, выплата его может быть прекращена или приостановлена, размер может быть сокращен до предписанного уровня, если компетентный орган власти определил, что:
• заинтересованное лицо преднамеренно способствовало своему увольнению;
• заинтересованное лицо добровольно оставило работу, не имея на то уважительной причины. Аналогичные правила содержатся в национальном законодательстве государств - членов МОТ. Рецепция международного опыта в этой части вопроса об условиях назначения пособия по безработице была бы весьма уместна.
Много нареканий на практике вызывает сегодня и действующая система определения размеров пособия по безработице. Во-первых, белорусское законодательство о занятости не соответствует очень важному условию ст. 15 Конвенции МОТ № 168, согласно которому пособие назначается в размере 50 % минимальной зарплаты или минимума, необходимого для покрытия расходов на основные жизненные нужды в зависимости от того, что больше. Если понимать под минимумом прожиточный минимум, или «порог бедности», то у нас в стране он намного выше, чем минимальная зарплата. В таких случаях в соответствии с международными стандартами низший предел пособия должен быть равен именно «порогу бедности», «минимальной потребительской корзине». Во-вторых, существующая система определения размера пособия почти не увязана с динамикой инфляционных процессов. Хотя в Законе «О занятости населения Республики Беларусь» и устанавливается правило об индексации пособия, но сегодня оно касается только минимального размера пособия.