· о проекте, который реализовали;
· о людях, которые в нем участвовали;
· о навыках, которые применяли;
· о пользе, которую получили.
Проекты могут носить исследовательский характер (например, проект исследования комфортности обучения студентов), могут быть направлены на создание иной образовательной среды (например, проект «Традиции факультета»), проектировать можно и педагогический процесс, процесс обучения и воспитания или какой-либо из его этапов (проект учебной программы, проект воспитательного мероприятия и т.д.).
Особенности проектного обучения студентов.
1. Проектное обучение предполагает решение какой-либо значимой (в исследовательском, личностном, творческом плане) дидактической проблемы с использованием разнообразных методов и средств, интегрированных знаний.
2. Проектирование есть процесс разработки такого рода замысла и его фиксации в какой-либо внешней форме – модели проекта. Проектный замысел содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ (технологию) своей практической осуществимости. Проектный замысел указывает нам, что и как нужно сделать для его воплощения в жизнь, т.е. получить, изготовить, создать, построить или сконструировать то, в чем мы нуждаемся и чего пока не имеем, но сможем иметь, если приложим к тому надлежащие ум и физические усилия.
|
|
3. В проектном процессе выделяют три главнейшиефазы:
а) выдвижение плодотворной гипотетической идеи, замысел, способный к дальнейшему росту и развитию;
б) формирование проектного образа, детальной картины желаемого.
4. На стадии разработки проекта допустимо его многократная перепроверка с целью обнаружения, коррекции и сведения к минимуму недосмотров, просчетов и ошибок.
5. При проектировании принципиальное значение имеет целевая направленность на нечто оригинальное, инновационное.
6. Проектный метод предполагает конструктивный подход к обучению, когда необходимое знание и правильные ответы на возникающие вопросы студенту нужно добывать собственными силами - именно этому и надлежит учить в первую очередь. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов: индивидуальную, парную или групповую, которая осуществляется в течение определённого отрезка времени;
7. В проектировании всегда должен быть результат как конкретное решение проблемы, готовое к реализации (доклад на конференцию, статья, реферат, конспект урока, диагностическая программа, методические рекомендации по решению задач, комплекс ситуаций, направленных на решение какой-либо проблемы).
Роль и обязанности преподавателя
|
|
1. Основным видом деятельности преподавателя становится консультация и диалог со студентами.
2. Авторитет преподавателя базируется теперь на умении стимулировать ту умственную активность студентов, в которой они уже сами лично заинтересованы ради успеха в предпринятой ими проектной деятельности. Преподаватель из наставника превращается в более компетентного коллегу, старшего партнёра по разработке проекта, в квалифицированного эксперта-консультанта, приходящего на помощь студенту и дающего им свои советы и рекомендации, когда его об этом попросят.
3. В ходе работы над проектом преподаватель подсказывает студенту лишь общее направление и главные ориентиры маршрута поисков. Это можно сделать примерно следующим образом: «Сейчас ты еще не знаешь требуемого ответа. Но давай порассуждаем, как к нему прийти. Поищем ответ с помощью мысленного эксперимента. Выдвинем гипотезу, какую-то начальную догадку. Если сразу станет ясно, что из этого ничего не получится, тут же отбросим эту гипотезу, предложим взамен какую-нибудь иную и подвергнем ее тому же "практическому испытанию в уме". Иначе говоря, начнем проектировать, т.е. и далее развивать, логически испытывать, критически оценивать, шаг за шагом все более подробно уточнять, а подчас и смело изменять наш исходный замысел». Воображаемое (или виртуальное) «практическое испытание» выдвинутой идеи будет сопровождаться записями, рисунками, схемами или иными внешними знаками.
4. В проектном обучении принципиально изменяется отношение преподавателя и студента к ошибкам при разработке проекта. Ошибки рассматриваются как вполне естественное и необходимое явление. Каждому студенту в процессе проектного поиска желательно совершать, а затем находить и исправлять у себя ошибки. Выражение «на ошибках учатся» справедливо в случае проектирования. Преподаватель не ставит «двоек» за совершённые студентом ошибки и вообще не выражает какого-либо неудовольствия. Более того, поощряется процесс обнаружения студентом собственных ошибок. Студенту предлагается найти ошибку в рассуждении, в планировании, в расчётах, ввести соответствующую поправку. Систематическому обнаружению и тщательному исправлению ошибок на стадии разработок проекта надо специально учить.
5. Одной из задач деятельности преподавателя является пробуждение, развитие, культивирование проектного, т.е. проблемно-поискового, конструктивно-волевого, критического мышления. Необходимо воспитывать в студенте готовность к тому, что для получения ответов на ряд вопросов нужно предварительно что-то специально изучить, изобрести, провести систематическое исследование, а потом построить проектную модель и представить результаты в форме, которая была бы доступна пониманию остальных людей.
Классификация проектов
Классификацию проектов дала Е.С. Полат. Она выделяет проекты:
1. по характеру доминирующей в проекте деятельности:
· исследовательские - подчинены логике исследования и по структуре совпадают с подлинными научными исследованиями;
· творческие – не имеют детально проработанной структуры, которая подчиняется жанру конечного результата.
· игровые, где доминирующий вид деятельности – игра. Связаны с разработкой сюжетно-ролевых игр.
· информационные – сбор информации об объекте и явлении, анализ и обобщение её (структура: цель, методы получения информации, обработка информации, результат (статья, реферат, доклад, презентация).
· практико-ориентированные, для которых характерен чётко обозначенный результат деятельности с самого начала, который ориентирован на интересы самих участников (доклад на основе полученных результатов исследования).
2. по предметно-содержательной области:
|
|
а) монопроект (в рамках одной отрасли знаний),
б) межпредметный (на стыке различных областей).
3. по количеству участников:
а) индивидуальный,
б) парный,
в) групповой,
г) коллективный,
д) массовый.
4. по масштабу проектной деятельности:
а) микропроект (творческое задание, курсовая работа);
б) макропроект (педагогический проект, ВКР)