1. Установите, какими гласными различаются следующие древнерусские слова: сънъ – сынъ, мьсть – масть, чьсть – чистъ, мъхъ – мhхъ, сhнь – синь, вити – выти, станъ – стонъ.
2. Затранскрибируйте слова: ч#до, нач#тъ, дес#та", клан#\тъ с#, дhло, @жь, м@жь. Какие из слов можно написать по-другому? Запишите их, используя дублетные буквы.
3. Охарактеризуйте гласные и согласные звуки в словах по их артикуляционным признакам: плъть, сво", чqдесъ, кън#зь, жиръ.
4. Какие гласные звуки русского языка произошли из долгих праславянских гласных?
5. Какие гласные русского языка связаны происхождением с краткими праславянскими гласными?
6. Что такое дифтонг и дифтонгическое сочетание?
7. Охарактеризуйте, как возникли носовые гласные.
8. Объясните чередования в корнях следующих слов: честь – чтить, месть – мстить, бездна – бездонный, рожь – ржи; лить – лью – лей, бить – бью – бей.
9. О чем свидетельствуют чередования в корнях следующих слов: жать – сжимать, обнять – обнимать, начать – начну – начинать, надутый – надменный.
10. Восстановите древнерусские и праславнские формы слов. Объясните происхождение всех гласных звуков в данных словах:
Сумерки, супруг, суть, тугой, труд, мятеж, умять, начало, память, плясать, препятствовать, пядь, пята, пять, пятница, распять, бить, петь.
Тема 4. Система согласных фонем древнерусского языка
План:
1) Особенности древнерусской системы согласных (в сопоставлении с современной системой).
2) Происхождение твердых согласных фонем.
3) Происхождение исконно мягких фонем.