1. НТР, приведшая к изменениям в МРТ, созданию новых отраслей, технологий и товаров, ускоренному обновлению основного капитала.
2. Развитие процессов торгово-экономической интеграции, устраняющих региональные барьеры, формирующих зоны свободной торговли, общие рынки.
3. Активная деятельность ТНК на мировом рынке, вовлекающих в международную торговлю новые страны, регионы, товары.
4. Процесс либерализации МТТ под эгидой ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле)/ВТО (Всемирная торговая организация) и других международных организаций.
5. Получение политической независимости колониальными странами и выделение из их числа НИС, ориентированных на производство товаров для внешних рынков;
6. Переход стран Центральной и Восточной Европы к рынку и повышение степени открытости их экономики.
Эти факторы обусловили современные тенденции развития МТТ.
1. Динамика МТТ характеризуется высокими темпами развития. С 1948 г. мировой экспорт товаров увеличился с 346 до 6272 млрд. долларов, т.е. в 18 раз.
|
|
2. Среднегодовой темп роста МТТ более чем в полтора раза опережал темп роста мирового производства. Внешняя торговля стран росла более быстрыми темпами, чем общие темпы внутрихозяйственного развития национальных экономик.
3. Выросли экспортная и импортная квоты многих государств.
4. Географическая конфигурация МТТ отличается ассиметричностью: товарные потоки между отдельными странами или их группами формируются по территориальному или организационному признаку:
а) доля промышленно развитых стран в МТТ составляет 70—75%, развивающихся государств — 20% и бывших социалистических стран — 10%;
б) ведущую роль играют три мировых экономических центра — США, ЕС и Япония, на которые приходится 60% мирового экспорта;
в) около половины мирового товарооборота приходится на страны «Большой семерки»;
г) тенденция к постоянному росту удельного веса в МТТ присуща развивающимся странам. Но эта тенденция неодинаково проявляется в различных регионах развивающихся стран: растет удельный вес в мировом экспорте НИС Юго-Восточной Азии, возрастает доля Китая, намечается тенденция к снижению доли стран Африки (без ЮАР) в МТТ; снижается доля развивающихся стран Латинской Америки (за исключением Мексики, Бразилии, Аргентины и Чили);
д) с распадом СССР и СЭВ доля стран с переходной экономикой в МТТ резко снизилась, тенденцию удалось переломить только в начале ХХI в.
5. Основные потоки МТТ приходятся на взаимную торговлю передовых стран (61%), 27% — между этими странами и развивающимися государствами, 7% — между развивающимися странами, 5% — между странами с переходной экономикой и другими странами.
|
|
6. Особенностями товарной структуры МТТ (соотношение товарных групп в мировом экспорте) являются:
а) диверсификация потока товаров, вовлекаемых в МТТ;
б) увеличение удельного веса готовых изделий в целом и машинотехнической продукции в частности в МТТ под влиянием НТП, причем главными экспортерами и импортерами на этих товарных рынках выступают промышленно развитые страны;
в) сокращается доля МТТ сырьем и минеральным топливом, что связано со снижением роли сырьевых товаров в производстве развитых стран (в результате перехода в 80-е гг. к ресурсосберегающим технологиям), повышением их самообеспеченности сырьем (за счет интенсивного внедрения современных технологий в добывающие отрасли);
г) снижается удельный вес продовольствия из-за падения доли аграрного сектора в ВВП во всех группах стран, растущей самообеспеченности стран на базе интенсивных технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции, падения цен.
Тенденции развития мирохозяйственных связей на рубеже XX—XXI вв. свидетельствуют об интенсивном развитии международной торговли услугами (МТУ). В развитых странах доля сектора услуг в ВВП достигает 70 и более процентов. МТУ — специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. За последнее десятилетие объем МТУ вырос в 6—7 раз и составляет 1,6 трлн. долларов. В мировом товарообороте доля услуг достигает более 20%. Кроме того, рост МТУ на 25% опережает рост МТТ. Поэтому МТУ оказывает все большее влияние на МТТ.
Основные отличия услуг от товаров в материальной форме заключаются в том, что, во-первых, они не осязаемы и невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.
Этим обусловливаются особенности МТУ по сравнению с МТТ:
1. экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя;
2. в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны-продавца;
3. ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот;
4. имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровнях.
Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни, часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот, и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.
В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на виды:
· транспорт;
· поездки;
· связь;
· строительство;
· страхование;
· финансовые услуги;
· компьютерные и информационные услуги;
· роялти и другие лицензионные платежи;
· другие бизнес-услуги (правовые, рекламные и др.);
· лицензионные культурные и рекреационные услуги;
· правительственные услуги.
ВТО выделяет следующие формы МТУ:
· поставка услуг через границу, когда торговля происходит с территории одной страны на территорию другой (транспорт, связь);
· перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование и др.);
· временное перемещение за границу физического лица-поставщика услуг (квалифицированных служащих или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей);
· коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковские, страховые, аудиторские, рекламные и другие услуги).
|
|
Факторы бурного роста МТУ:
· длительный экономический подъем в большинстве стран, который привел к повышению темпов экономического роста, деловой активности, производительности труда, уровня доходности фирм и платежеспособности населения;
· увеличение доли услуг в структуре ВВП стран мира, особенно промышленно развитых;
· НТП способствовал росту объемов производства, образованию новых видов услуг и расширению сфер их применения;
· развитие международных экономических связей стран и форм международных экономических отношений (МЭО).
Особенности и тенденции на мировом рынке услуг:
1. Сокращение доли транспорта в экспорте услуг, связанное с падением доли перевозки грузов под влиянием уменьшения удельного веса сырья в МТТ; снижением фрахтовых ставок в условиях уменьшения спроса на перевозки.
2. Увеличение доли туризма за счет увеличения доходов населения, совершенствования средств транспорта и гостиничного хозяйства.
3. Наиболее динамично развивается сегмент «Особые частные услуги», в состав которого входят финансовые и разнообразные бизнес-услуги.
4. Сокращение доли официальных или правительственных услуг.
5. Увеличение инвестиций в сферу услуг. В США, Японии и ФРГ доля ПЗИ в сферу услуг других стран в начале 90-х гг. приблизилась к 50%.
6. Долгое время на мировом рынке услуг (кроме финансовых) действовали мелкие и средние фирмы, но в конце 70-х — начале 80-х гг. на нем стали доминировать ТНК. Поэтому степень монополизации мировой торговли услугами выше, чем международной торговли товарами.
Вопросы для самопроверки
1. Какие практические рекомендации в области внешней торговли давали меркантилисты, и из чего они исходили?
2. В чем значение и недостатки теорий абсолютных и сравнительных преимуществ?
3. Как теорема Хекшера—Олина объясняла причины международной торговли?
4. Как был разрешен парадокс Леонтьева?
5. Чем характеризуются подходы неотехнологической школы международной торговли?
|
|
6. Какую выгоду дает международная торговля ее участникам?
7. Как измеряется и характеризуется внешнеторговый оборот страны?
8. Назовите показатели участия страны в международной торговле.
9. Какие признаки имеют мировые цены?
10. Какие факторы способствовали развитию международной торговли в послевоенный период?
11. Обозначьте современные тенденции развития международной торговли товарами.
12. Какие особенности имеет международная торговля услугами по сравнению с международной торговлей товарами?
13. Назовите виды и формы международной торговли товарами.
14. Каковы тенденции развития современного мирового рынка услуг?
8. Государственное и международное регулирование внешней торговли
Тезисы
Сущность и цели внешнеторговой политики государства. Формы внешнеторговой политики. «Новый» протекционизм. Тарифное регулирование внешней торговли. Таможенный тариф и его функции. Таможенная пошлина. Классификация таможенных тарифов. Режим наибольшего благоприятствования во внешней торговле как главный принцип деятельности ГАТТ/ВТО. Меры нетарифного регулирования.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Принципы деятельности ГАТТ. Уругвайский раунд и его итоги. Всемирная торговая организация (ВТО) как преемница ГАТТ: цели, задачи, принципы, руководящие органы. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и ее роль в регулировании международной торговли. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Международная торговая палата (МТП). «ИНКОТЕРМС».